Здравствуйте! Если вы впервые у нас и желаете зарегистрироваться на нашем форуме,
пожалуйста, ознакомьтесь с Правилами, и при регистрации обязательно напишите сообщение в любую выбранную вами тему и не забудьте поставить галочку в квадратике "зарегистрироваться". Иначе мы не сможем вас зарегистрировать и ваше сообщение будет утеряно.
Администрация


АвторСообщение
Руководитель клуба
Администратор форума





Сообщение: 3451
Увлечения: : Превращаю недругов в друзей)
Зарегистрирован: 08.02.10
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.10 11:40. Заголовок: Цветаева, Маяковский и Пастернак


Летом 2009 года я подготовила для нашей Литературной студии доклад "Дождь и Париж", учитывая интерес Алевтины - участницы нашего Литературного проекта - к творчеству Маяковского.
Поскольку не все тогда смогли принять участие в обсуждении, летом 2010 я еще раз читала этот доклад на встрече Литературной студии - на сей раз на Ярославке (первая встреча на эту тему проходила в Марьиной роще).

Но если первая встреча была с акцентом на творчество Маяковского (правда, Алевтина, к сожалению, не смогла придти ни на одну из этих двух встреч), на второй встрече акцент был на отношение Цветаевой к творчеству Пастернака. Потому что на нашей второй встрече у нас была очень приятная для нас гостья - Екатерина Зотова, автор монографии "Цветаева, Рильке, Пастернак".

Катерина - участница нашего интернет-проекта. Надеюсь, Катя и в этой теме скажет нам что-то важное и интересное.

Предлагаю продолжить наши размышления, отталкиваясь от моего доклада.

Темы «Париж» и «дождь»в творчестве
Владимира Маяковского и Бориса Пастернака


Как возникла эта тема? У нас в Литстудии есть поэтесса – Алевтина Чернобровкина. Правда, в последние года два мы ее, к сожалению, редко у нас видим. Алевтина попросила меня подготовить встречу Литстудии, посвященную творчеству Маяковского. А потом вдруг мне в руки попала книга статей Марины Цветаевой – «Световой ливень» - само название книги уже, наверное, подспудно навеяло мне тему дождя. Потом как-то так сложилось, что мы с Алевтиной выбрали для обсуждения на встрече цикл стихотворений Маяковского – «Париж». А я, читая статью Цветаевой о Маяковском и Пастернаке, решила остановиться на теме дождя у Пастернака, поскольку в книге Марины Цветаевой столько всего… Статья очень глубокая, многогранная… Мы просто не успеем обсудить всю статью<\/u><\/a>! Кому интересно, может потом эту книгу – почитать.
Затем я задумалась: а как же тогда с темой дождя у Маяковского? И как с темой Парижа у Пастернака? Но поскольку Цветаева долгое время жила в Париже, в эмиграции, то постепенно «части загадочного пазла» стали складываться в одну картинку.

Марина Ивановна, с которой Пастернак долгие годы вел переписку – близкая, родная ему душа – в Париже, но читает его между строк, кажется обо всем она догадывается лучше всех, он пишет ей о том, что происходит на Родине, она просит его приехать.

Маяковский в 1922-1929 годах совершил в общей сложности девять заграничных путешествий. В Париж он уехал с выступлениями осенью 1925 года. Затем, в том же году побывал в Америке и в Мексике.
Марина Цветаева в статье «Эпос и лирика в современной России» пишет:

 цитата:
...когда мы говорим о поэте — дай нам Бог помнить о веке. Второе и обратное: говоря о данном поэте, Маяковском, придется помнить не только о веке, нам непрестанно придется помнить на век вперед. Эта вакансия: первого в мире поэта масс — так скоро-то не заполнится. И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам, придется не назад, а вперед.

Когда я на каком-нибудь французском литературном собрании слышу все имена, кроме Пруста, и на свое невинное удивление:

“Et Proust?” — “Mais Proust est mort, nous parlons des vivants” [“А Пруст?” — “Но Пруст ведь умер, а мы говорим о живых” (фр.).], — я каждый раз точно с неба падаю; по какому же признаку устанавливают живость и умершесть писателя? Неужели X. жив, современен и действенен потому, что он может прийти на это собрание, а Марсель Пруст потому, что никуда уже ногами не придет, — мертв? Так судить можно только о скороходах.

И в ответ такое добродушное, такое спокойное:

— Где ж найду
Такого, как я, быстроногого?

Этими своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то за каким-то поворотом долго еще нас будет ждать.



(...)
Доклад большой, буду его публиковать по частям (второй фрагмент доклада - в 1-м посте той темы).
Скрытый текст


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


Руководитель клуба
Администратор форума





Сообщение: 3453
Увлечения: : Превращаю недругов в друзей)
Зарегистрирован: 08.02.10
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.10 12:33. Заголовок: Цитирует при этом Цв..



 цитата:
Цитирует при этом Цветаева Маяковского явно по памяти. Это строки из стихотворения «Город» - второе стихотворение цикла «Париж» (1925).

Вином любви
каким
и кто
мою взбудоражит жизнь?
Может,
критики
знают лучше.
Может,
их
и слушать надо.
Но кому я, к черту, попутчик!
Ни души
не шагает
рядом.
Как раньше,
свой
раскачивай горб
впереди
поэтовых арб -
неси,
один,
и радость,
и скорбь,
и прочий
людской скарб.
Мне скучно
здесь
одному
впереди,-
поэту
не надо многого,-
пусть
только
время
скорей родит
такого, как я,
быстроногого.
Мы рядом
пойдем
дорожной пыльцой.
Одно
желанье
пучит:
мне скучно -
желаю
видеть в лицо,
кому это
я
попутчик?!

Это то самое знаменитое «парижское» стихотворение, которое завершают строки:

Площадь
красивей
и тысяч
дам-болонок.
Эта площадь
оправдала б
каждый город.
Если б был я
Вандомская колонна,
я б женился
на Place la concorde.

Но хотелось бы обратить внимание и на другие строчки из этого стихотворения:

Может,
критики
знают лучше.
Может,
их
и слушать надо.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель клуба
Администратор форума





Сообщение: 3454
Увлечения: : Превращаю недругов в друзей)
Зарегистрирован: 08.02.10
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.10 13:09. Заголовок: Марина Цветаева пише..


Марина Цветаева пишет:

 цитата:
непрестанно придется помнить на век вперед.

За окном - 21 век. Актуально ли сейчас творчество Владимира Маяковского? Не ошиблась ли Марина Ивановна Цветаева в своей оценке?

20 октября в Марьиной роще (на сей раз - в библиотеке) прозвучат стихи Маяковского - новая актриса театра-студии "Крылья" - Светлана Терехова - ангажирована на это выступление.

Сотрудничество с ЦСО "Марьина роща"<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 18
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет