Здравствуйте! Если вы впервые у нас и желаете зарегистрироваться на нашем форуме,
пожалуйста, ознакомьтесь с Правилами, и при регистрации обязательно напишите сообщение в любую выбранную вами тему и не забудьте поставить галочку в квадратике "зарегистрироваться". Иначе мы не сможем вас зарегистрировать и ваше сообщение будет утеряно.
Администрация


АвторСообщение
Консультант




Сообщение: 408
Увлечения: : индийское кино
Зарегистрирован: 30.04.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.08 13:31. Заголовок: М.Лермонтов. "Сон"


Когда на последней (13 мая) встрече Литературной студии мы читали стихотворение М. Лермонтова "Сон", мы упоминали о нем в связи с темой «Лирический герой» и проводили параллель со стихотворением А. Твардовского «Я убит подо Ржевом»...
Можно продолжить разговор в этой теме.


Julia Boreeva
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 22 , стр: 1 2 All [только новые]


Консультант




Сообщение: 409
Увлечения: : индийское кино
Зарегистрирован: 30.04.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.08 13:34. Заголовок: Сейчас мне хочется п..


Сейчас мне хочется поделиться размышлениями о стихотворении М, Лермонтова.
Забудем на минуту о том, чему нас учили в школьные и институтские годы о пророческом, героическом и прочем значении, и посмотрим на эти строчки «простыми» глазами.

М. Лермонтов

СОН

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.

Но, в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

1841


Герою снится сон о том, что он убит «В полдневный жар в долине Дагестана…», и во сне ему, мертвому («спал я мертвым сном...», «и снился мне…») снится сон о «вечернем пире в родимой стороне». А на этом пиру его возлюбленной как бы снится («И в грустный сон душа ее младая Бог знает чем была погружена…») герой, лежащий убитым «в долине Дагестана».
Как это все тесно переплетается, один сон переходит в другой, другой в третий – и возвращается к изначальному. Плюс еще и стихотворение называется - «Сон». Неразрывный замкнутый круг.



Julia Boreeva
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 716
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.08 23:54. Заголовок: Пока что у меня асс..


Пока что у меня ассоциация - "Жизнь есть сон" (Кальдерон). И еще одна:"Сон про несон, несон про сон..." Откуда эта цитата? Мб, кто-то вспомнит...

Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 179
Зарегистрирован: 24.08.07
Откуда: Россия, Томск
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.08 01:49. Заголовок: Яблонька пишет: Сон..


Яблонька пишет:

 цитата:
Сон про несон, несон про сон..." Откуда эта цитата? Мб, кто-то вспомнит...



Оль, это принцесса Будур. Помнишь? Из фильма про Алладина

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 719
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.08 09:18. Заголовок: Кенга пишет: Помни..


Кенга пишет:

 цитата:
Помнишь?

Точно! Я помнила, что из кино цитата! Спасибо, что уточнила!

Я процитирую Александра Твардовского "Я убит подо Ржевом" - в том сокращении, в каком стихотворение прозвучало на встрече Литстудии.
Я случайно обнаружила, что между двумя стихотворениями примерно 100 лет...


Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,--
Точно в пропасть с обрыва --
И ни дна ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
Я -- где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я -- где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я -- где крик петушиный
На заре по росе;
Я -- где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет, --
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.

Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?..
Этот месяц был страшен,
Было все на кону.
Неужели до осени
Был за ним уже Дон
И хотя бы колесами
К Волге вырвался он?
Нет, неправда. Задачи
Той не выиграл враг!
Нет же, нет! А иначе
Даже мертвому -- как?
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она -- спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.
Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам -- все это, живые.
Нам -- отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за родину-мать.
Пусть не слышен наш голос, --
Вы должны его знать.
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье --
Эта кара страшна.
Это грозное право
Нам навеки дано, --
И за нами оно --
Это горькое право.
Летом, в сорок втором,
Я зарыт без могилы.
Всем, что было потом,
Смерть меня обделила.
Всем, что, может, давно
Вам привычно и ясно,
Но да будет оно
С нашей верой согласно.

(…)

Все на вас перечислено
Навсегда, не на срок.
И живым не в упрек
Этот голос ваш мыслимый.
Братья, в этой войне
Мы различья не знали:
Те, что живы, что пали, --
Были мы наравне.
И никто перед нами
Из живых не в долгу,
Кто из рук наших знамя
Подхватил на бегу…
(...)


Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 725
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.08 00:12. Заголовок: Процитирую здесь нач..


Процитирую здесь начало моего выступления по теме. Мое выступление - это во многом комиляционная работа, которую я подготовила как тему для встречи 13 мая на Ярославке. За этим началом следовало стихотворение Лермонтова, которое уже процитировала Юля.
____________

Что такое «лирический герой»? Это такой персонаж в лирике или это художественный образ автора? Наверное, это и то, и другое.
Этот образ создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений и ожиданий… Но в лирике все это отражается и закрепляется в произведении в художественно преображенной форме.
Невольно напрашивается вопрос… правомерно ли полностью отождествлять личность автора и художественный образ этой личности? Конечно, нет. Не все, что описано в стихах от имени лирического «я», происходило в действительности с самим автором. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Сон» лирический герой видит себя смертельно раненным в долине Дагестана. С одной стороны, биографии Лермонтова этот факт не соответствует, с другой стороны стихотворение называется «Сон» и пророческий характер «сна» очевиден (стихотворение написано в 1841 году, в год смерти Лермонтова):


Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Консультант




Сообщение: 415
Увлечения: : индийское кино
Зарегистрирован: 30.04.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.08 01:41. Заголовок: Яблонька пишет: сти..


Яблонька пишет:

 цитата:
стихотворение называется «Сон» и пророческий характер «сна» очевиден (стихотворение написано в 1841 году, в год смерти Лермонтова)

Ну и вовсе это не факт. Дата написания и смерти не доказывают пророческого значения стихотворения. Опять же - нас так учили в школе. Я склонна считать, что это предчувствие, а не пророчество, свойственное каждому размышляющему человеку, не только поэту.

Julia Boreeva
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 184
Зарегистрирован: 24.08.07
Откуда: Россия, Томск
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.08 16:22. Заголовок: Julia пишет: это пр..


Julia пишет:

 цитата:
это предчувствие, а не пророчество, свойственное каждому размышляющему человеку



А что такое предчувствие? Разве оно зависит от размышлений, не от интуиции? Или все тип человека определяет?

Отчего-то "Сон" у меня стойко ассоциируется со стоками Блока :

" Я проснулся на мглистом рассвете
Неизвестно которого дня.
Спит она, улыбаясь, как дети,-
Ей пригрезился сон про меня."


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 730
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.08 21:18. Заголовок: Julia пишет: Дата н..


Julia пишет:

 цитата:
Дата написания и смерти не доказывают пророческого значения стихотворения.

Дата не доказывает, но намекает, что, мб, в последний год жизни Лермонтов был в таком ... особом душевном состоянии... Сам как бы искал на себя беду...

Я процитирую еще один фрагмент из моего выступления на встрече Литстудии 13 мая. Этот фрагмент тоже имеет отношение к обсуждаемому вопросу.
____
«Если нам и известно, что лирическое переживание не могло быть автобиографическим… оно сохраняет все свое художественное значение, поскольку оно могло быть испытано, - писал выдающийся советский ученый Тимофеев. В связи с этим выдвигается понятие лирического героя, которое позволяет точнее осмыслить соотношение индивидуального и обобщенного, автобиографичности и вымысла в лирике».

Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 735
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.08 01:31. Заголовок: На встрече Литстудии..


На встрече Литстудии тем, что я зачитала этот фрагмент, все не закончилось, а только началось. Я обратила внимание, что если у Лермонтова "я" на протяжении всего стихотворения, то у Твардовского "я" переходит в "мы". Все отнеслись к этому с интересом, начали обсуждать, но не закончили - пришлось уезжать. Наверное, поэтому Юля предложила продолжить обсуждение на форуме. Ведь конкретно к этим стихам мы уже не вернемся при встрече.

На встрече мы говорили о том, что "мы" в стихотворении Лермонтова тоже есть, но это романтическое "мы" - "мы" двух влюбленных - лирического героя стихотворения и его девушки. А у Твардовского и "я", и "мы" имеет гражданское звучание. Так мы пришли к выводу, что перед нами разные стихи - романтическая лирика и гражданская. В связи с чем Олег внес нотку сомнения - удачно ли я предложила сравнить именно эти два стихотворения? Не лучше ли было бы вместо этого стихотворения Твардовского привести для сравнения со стихотворением Лермонтова "Сон" известное стихотворение Константина Симонова "Жди меня"? Ведь стихотворение Симонова - из той же эпохи, что стихотворение Твардовского, но тогда мы бы сравнивали романтическое стихотворение с романтическим, а не так, как это получилось теперь.

В результате мы попытались вспомнить наизусть это стихотворение Симонова, а потом Олег продекламировал "Землянку" Алексея Суркова - как тоже достойный, по его мнению, пример для сравнения со стихотворением Лермонтова "Сон".

Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 738
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.08 14:06. Заголовок: Вот текст стихотворе..


Вот текст стихотворения Константина Симонова.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 739
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.08 14:09. Заголовок: А до смерти четыре шага


Алексей Сурков

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежный полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

КАК СЛОЖИЛАСЬ ПЕСНЯ
Герой Социалистического Труда АЛЕКСЕЙ СУРКОВ

За мою довольно долгую жизнь в литературе мне привалило большое счастье написать несколько стихотворений, которые были переложены на музыку и стали всенародными песнями, потеряв имя автора. К числу таких песен относятся "Чапаевская", "Конармейская", "То не тучи, грозовые облака", "Рано-раненько", "Сирень цветет", "Песня смелых", "Бьется в тесной печурке огонь..." и некоторые другие.

Все эти песни - и те, что были написаны до войны, и те, что родились в дни Великой Отечественной войны, - были адресованы сердцу человека, отстаивавшего или отстаивающего честь и независимость своей социалистической Родины с оружием в руках.
Как создавались эти песни? Каждая по-своему. Но есть у них нечто общее - были они написаны как стихи для чтения, а потом, переложенные на музыку, стали песнями.

Расскажу историю песни, которая родилась в конце ноября 1941 года после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой. Эта песня "Бьется в тесной печурке огонь...". Если я не ошибаюсь, она была первой лирической песней, рожденной из пламени Великой Отечественной войны, принятой и сердцем солдата, и сердцем тех, кто его ждал с войны.

А дело было так. 27 ноября мы, корреспонденты газеты Западного фронта "Красноармейская правда", и группа работников Политуправления Западного фронта прибыли в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию, чтобы поздравить ее бойцов и командиров с только что присвоенным им гвардейским званием, написать о боевых делах героев. Во второй половине дня, миновав командный пункт дивизии, мы проскочили на грузовике на КП 258-го (22-го гвардейского) стрелкового полка этой дивизии, который располагался в деревне Кашино. Это было как раз в тот момент, когда немецкие танки, пройдя лощиной у деревни Дарны, отрезали командный пункт полка от батальонов.

Быстро темнело. Два наших танка, взметнув снежную пыль, ушли в сторону леса. Оставшиеся в деревне бойцы и командиры сбились в небольшом блиндаже, оборудованном где-то на задворках КП у командира полка подполковника М.А. Суханова. Мне с фотокорреспондентом и еще кому-то из приехавших места в блиндаже не осталось, и мы решили укрыться от минометного и автоматного огня на ступеньках, ведущих в блиндаж.

Немцы были уже в деревне. Засев в двух-трех уцелевших домах, они стреляли по нам непрерывно.
- Ну а мы что, так и будем сидеть в блиндаже? - сказал начальник штаба полка капитан И.К. Величкин. Переговорив о чем-то с командиром полка, он обратился ко всем, кто был в блиндаже: - А ну-ка, у кого есть "карманная артиллерия", давай!

Собрав десятка полтора ручных гранат, в том числе отобрав и у меня две мои заветные "лимонки", которые я берег на всякий случай, капитан, затянув потуже ремень на своей телогрейке, вышел из блиндажа.
- Прикрывайте! - коротко бросил он.

Мы тотчас же открыли огонь по гитлеровцам. Величкин пополз. Гранаты. Взрыв, еще взрыв, и в доме стало тихо. Тогда отважный капитан пополз к другому дому, затем - к третьему. Все повторилось, как по заранее составленному сценарию. Вражеский огонь поредел, но немцы не унимались. Когда Величкин вернулся к блиндажу, почти смеркалось. Командир полка уже выходил из него: КП менял свое расположение.
Все мы организованно стали отходить к речке. По льду перебирались под минометным обстрелом. Гитлеровцы не оставили нас своей "милостью" и тогда, когда мы уже были на противоположном берегу. От разрывов мин мерзлая земля разлеталась во все стороны, больно била по каскам.

Когда вошли в новое селение, кажется Ульяново, остановились. Самое страшное обнаружилось здесь. Начальник инженерной службы вдруг говорит Суханову:
- Товарищ подполковник, а мы же с вами по нашему минному полю прошли!

И тут я увидел, что Суханов-человек, обычно не терявший присутствия духа ни на секунду, - побледнел как снег. Он знал: если бы кто-нибудь наступил на усик мины во время этого отхода, ни один из нас не уцелел бы.
Потом, когда мы немного освоились на новом месте, начальник штаба полка капитан Величкин, тот, который закидал гранатами вражеских автоматчиков, сел есть суп. Две ложки съел и, смотрим, уронил ложку - уснул. Человек не спал четыре дня. И когда раздался телефонный звонок из штаба дивизии - к тому времени связь была восстановлена, - мы не могли разбудить капитана, как ни старались.

Нечеловеческое напряжение переносили люди на войне! И только от того, что они были такими, их ничем нельзя было запугать.

Под впечатлением пережитого за этот день под Истрой я написал письмо жене, которая жила тогда на Каме. В нем было шестнадцать "домашних" стихотворных строк, которые я не собирался публиковать, а тем более передавать кому-либо для написания музыки...

Стихи мои "Бьется в тесной печурке огонь" так бы и остались частью письма, если бы в феврале 1942 года не приехал в Москву из эвакуации, не пришел в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить "что-нибудь, на что можно написать песню". И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что хотя я свою совесть и очистил, но песни из этого лирического стихотворения не выйдет. Листов пробежал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фоторепортера Михаила Савина гитару и спел свою новую песню, назвав ее "В землянке".

Все, свободные от работы "в номер", затаив дыхание, прослушали песню. Всем показалось, что песня получилась. Листов ушел. А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя на гитаре, исполнил песню. И сразу стало ясно, что песня "пойдет", если мелодия ее запомнилась с первого исполнения.

Песня действительно "пошла". По всем фронтам - от Севастополя до Ленинграда и Полярного. Некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки: "...до тебя мне дойти нелегко, а до смерти - четыре шага - упадочнические, разоружающие. Просили и даже требовали, чтобы про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее дальше от окопа. Но мне жаль было менять слова - они очень точно передавали то, что было пережито, перечувствовано там, в бою, да и портить песню было уже поздно, она "пошла". А, как известно, "из песни слова не выкинешь".

О том, что с песней "мудрят", дознались воюющие люди. В моем беспорядочном армейском архиве есть письмо, подписанное шестью гвардейцами-танкистами. Сказав доброе слово по адресу песни и ее авторов, танкисты пишут, что слышали, будто кому-то не нравится строчка "до смерти - четыре шага".

Гвардейцы высказали такое едкое пожелание: "Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, - мы-то ведь знаем, сколько шагов до нее, до смерти".

Поэтесса Ольга Бертгольц рассказала мне еще во время войны такой случай. Пришла она в Ленинграде на крейсер "Киров". В кают-компании собрались офицеры крейсера и слушали радиопередачу. Когда по радио была исполнена песня "В землянке" с "улучшенным" вариантом текста, раздались возгласы гневного протеста, и люди, выключив репродукторы, демонстративно спели трижды песню в ее подлинном тексте.

Вот коротко о том, как сложилась песня "В землянке".

Из сборника "Истра, 1941". М. "Московский рабочий", 1975


Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Консультант




Сообщение: 417
Увлечения: : индийское кино
Зарегистрирован: 30.04.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.08 16:04. Заголовок: Яблонька пишет: Вот..


Яблонька пишет:

 цитата:
Вот коротко о том, как сложилась песня "В землянке".
Из сборника "Истра, 1941". М. "Московский рабочий", 1975


Оля, а тебе не кажется, что слишком резко отличается стиль изложения автора стихотворения "В землянке" и рассказа о том, как оно было написано?
Как будто это писали разные люди.
Хотя, конечно, тут два разных жанра - поэтический и газетный, и все-таки.
Что ты об этом думаешь?
Только не цитируй чужие статьи, скажи свое мнение.

Julia Boreeva
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 740
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.08 21:58. Заголовок: Насчет цитирования ч..


Насчет цитирования чужих статей... Юля, откуда я сама могу знать, как была написана "Землянка"? Вот и процитировала... Я подумала, что это может быть интересно не только мне.
Да, я тоже обратила внимание, что описание сухое, официальное... Но мне помогли слова Олега Мандрика, которые он сказал на Ярославке:"Сурков был сталинист, но и у сталиниста может быть сердце и талант, что доказывает, например, стихотворение "Землянка". В доказательство, что Сурков не был бессердечным человеком - он любил своих близких - и жену, и мать... я нашла еще одно его стихотворение.

Алексей Сурков - НА ВОКЗАЛЕ
На площади у вокзального зданья
Армейцы месили слякоть.
В глаза целовала в час расставанья,
Давала слово не плакать.

Шел снег. Поезда проходили мимо.
Гудками сердце кололи.
Зачем ты не плакала? Нестерпимо
Немое горенье боли.

Чуть северным ветром дохнет погода,
И боль оживет, упряма...
Кричу тебе в даль сурового года:
— Расплачься... Расплачься, мама!
<1937-1939>



Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 741
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.08 22:08. Заголовок: Автобиографичны ли эти стихи?


Юля, я все же процитирую и про стихотворение Симонова "Жди меня.":


 цитата:
На войне сложился и стиль жизни Симонова, основой которого стала работоспособность, собранность и целеустремленность. За четыре военных года – пять сборников очерков и рассказов, повесть "Дни и ночи", пьесы "Русские люди", "Так и будет", "Под каштанами Праги", дневники, которые впоследствии составили два тома его собрания сочинений, и, наконец, стихи, которых с февраля 1942, после того как в «Правде» было опубликовано "Жди меня", ожидала буквально вся воюющая страна.

Феномен "Жди меня", вырезаемого, перепечатываемого и переписываемого, посылаемого с фронта домой и из тыла – на фронт, феномен стихотворения, написанного в августа 1941 на чужой даче в Переделкино, адресованного вполне конкретной, земной, но в эту минуту – далекой женщине, выходит за рамки поэзии. "Жди меня" – молитва атеиста, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же – опора этого моста. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит.


http://belopolye.narod.ru/known_people/november/simonov.htm
Замечу, что и стихотворение Суркова, и стихотворение Симонова посвящены конкретным женщинам. А вот кому посвящено стихотворение Лерсмонтова "Сон" - неизвестно Есть только версия:


 цитата:
Теми же чувствами — “высокими, светлыми, глубоко человечными”21 — наполнены стихи Лермонтова, посвящённые Варваре Лопухиной: «К*» («Мы случайно сведены судьбою…»), «Она не гордой красотою…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»). В них отражена “одухо-творённая, нежная и дружеская любовь”



 цитата:
Чувство Лермонтова к В.Лопухиной было истинным и сильным, и скорее всего он сохранил его до самой смерти.

На одном из рисунков поэта В.Лопухина изображена в облике монахини, потупившей взор. Она не переставала любить Лермонтова и будучи выданной замуж за Н.Ф. Бахметева. Она “никогда не могла забыть Лермонтова и втайне страдала, так же как и он, хотя, по всей вероятности, не сознавала ясно, отчего страдает…”23 Это предположение Мережковского подтверждается письмом сестры “Вариньки” М.А. Лопухиной, написанном через два месяца после гибели Лермонтова: “Последние известия о моей сестре Бахметевой поистине печальны. Она вновь больна, её нервы так расстроены, что она вынуждена была провести около двух недель в постели, настолько была слаба <…> Быть может, я ошибаюсь, но я отношу это расстройство к смерти Мишеля, поскольку эти обстоятельства так сходятся, что это не может не возбудить известных подозрений. Какое несчастье эта смерть…”

http://lit.1september.ru/2007/03/10.htm#13
Я тут увидела интересное наблюдение:

 цитата:
Лермонтов говорит о грядущем как о прошедшем: “Я знал: удар судьбы меня не обойдёт”, “С свинцом в груди лежал недвижим я”.


Хотя если это был сон - почему бы не говорить как о прошедшем? А то, что в этом стихотворении Лермонтов предрек свою будущую гибель, так думал ли он сам так?
А вот эта версия сближается с версией Олега, что Лермонтов в этом стихотворении ничего себе не предрекал, потому что вообще писал не о себе:

 цитата:
Даже если (как утверждает Ираклий Андроников) замысел «Сна» “мог быть внушён Лермонтову песней гребенских казаков «Ох, не отстать-то тоске-кручинушке», которая повествует о добром молодце, видящем себя во сне убитым “на дикой степе”13, под пером поэта казачий фольклор обретает самостоятельный смысл и уникальную, гораздо более сложную композицию.


Наблюдение Владимира Соловьева в чем-то показалось мне близким к размышлениям Юли:

 цитата:
По точному наблюдению В.Соловьёва, “тут из одного сна выходит, по крайней мере, три: 1) Сон здорового Лермонтова, который видел себя самого смертельно раненым, — дело сравнительно обыкновенное (так! — Е.В.), хотя, во всяком случае, это был сон в существенных чертах своих вещий <…> 2) Но видя умирающего Лермонтова, здоровый Лермонтов видел вместе с тем и то, что снится умирающему Лермонтову <…> Это уже достойно удивления. Я думаю, немногим из вас случалось, видя когонибудь во сне, видеть вместе с тем и тот сон, который видится этому вашему сонному видению. Но таким сном (2) дело не оканчивается, а является сон 3 <…> Лермонтов видел, значит, не только сон своего сна, но и тот сон, который снился сну его сна — сновидения в кубе”



Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Координатор театра-студии "Крылья"




Сообщение: 62
Зарегистрирован: 13.04.08
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.05.08 11:11. Заголовок: Да,Яьлонька,после пр..


Да, Яблонька,после приведенных тобой строк Суркова, я уже сомневаюсь-был ли он таким уж сталинистом.Хотя,может быть, это мысли не в тему.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 758
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.05.08 18:57. Заголовок: Олег, а как тебе кон..


Олег, а как тебе контраст между описанием, как родилась песня и самими стихами Алексея Суркова? Кстати, именно эти стихи я "накопала" с трудом. Видимо, поэто просто очень горячо любил своих родных и близких. Сталинизма это не отрицает.

Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Координатор театра-студии "Крылья"




Сообщение: 64
Зарегистрирован: 13.04.08
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.05.08 22:51. Заголовок: Яблонька,я дума..


Яблонька,я думаю так:стихотворение"Землянка"было продиктовано поэту свыше,газетная же статья была написана
просто человеком Сурковым,хотя я и в статье не вижу ничего кри-
минального,она даже достаточно смелая для своих лет.Что же
касается сталинизма...кто знает что творилось в душе у по-
эта?Наверное,один только Бог.Может быть еще очень близкие
друзья.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Координатор театра-студии "Крылья"




Сообщение: 65
Зарегистрирован: 13.04.08
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.05.08 22:51. Заголовок: Яблонька,я дума..


Яблонька,я думаю так:стихотворение"Землянка"было продиктовано поэту свыше,газетная же статья была написана
просто человеком Сурковым,хотя я и в статье не вижу ничего кри-
минального,она даже достаточно смелая для своих лет.Что же
касается сталинизма...кто знает что творилось в душе у по-
эта?Наверное,один только Бог.Может быть еще очень близкие
друзья.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 764
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.05.08 23:06. Заголовок: oleg пишет: я и в с..


oleg пишет:

 цитата:
я и в статье не вижу ничего кри-
минального,она даже достаточно смелая для своих лет

В чем ты видишь эту смелость, Олег?

Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Координатор театра-студии "Крылья"




Сообщение: 71
Зарегистрирован: 13.04.08
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.08 14:47. Заголовок: Яблонька,я вижу неко..


Яблонька,я вижу некоторую смелость,когда поэт упоминает о блюстителях фронтовой нравственности,считающих строки"а до
смерти четыре шага" упадническими и попытками убрать их из
песни и то как народ ответил на это протестом.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 22 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет