Здравствуйте! Если вы впервые у нас и желаете зарегистрироваться на нашем форуме,
пожалуйста, ознакомьтесь с Правилами, и при регистрации обязательно напишите сообщение в любую выбранную вами тему и не забудьте поставить галочку в квадратике "зарегистрироваться". Иначе мы не сможем вас зарегистрировать и ваше сообщение будет утеряно.
Администрация


АвторСообщение
Руководитель клуба
Администратор форума





Сообщение: 10165
Увлечения: : Кто-то любит нас)
Зарегистрирован: 08.02.10
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.12 14:18. Заголовок: "Иоланта".Чайковский


ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В ОПЕРЕ П.И. ЧАЙКОВСКОГО «ИОЛАНТА»

 цитата:
В основе либретто, составленного братом композитора Модестом Чайковским, –
история, описанная датским поэтом Генрихом Герцем (1845 г.) «Дочь короля Рене». Петр Ильич писал в письме брату об опере «Иоланта»: «Я напишу такую оперу, что все плакать будут».
«Иоланта» – последняя опера П. И. Чайковского и одно из самых светлых произведений композитора. Здесь нет ни одного отрицательного персонажа, вся опера наполнена христианским содержанием. В советское время религиозный смысл оперы противоречил атеистическому мировоззрению, и поэтому либретто было изменено. В результате опера потеряла свой драматизм: рассуждения о Божественном свете сменились банальным разговором о необходимости физиологического зрения.


Иоланта – слепая дочь короля Рене, не подозревающая о своем недуге. Она живет, окруженная любовью и заботой ближних. Ничто не должно напоминать ей о ее недостатке. Но у Иоланты появляются какие-то смутные предчувствия: «Чего-то мне недостает... чего? Хотела бы я знать», «Неужели глаза даны затем, чтоб только плакать?»
Укладывая спать Иоланту, служанки поют ей колыбельную, похожую на молитву:
«Бог, молитве детской внемля,
Щедрою рукой ниспошлет на землю
И счастье, и радость, и покой, и мир.
Пусть ангелы крылами навевают сны,
Рея тихо между нами, благости полны!
С небеси Господь Вселенной взглянет на тебя!
Ниспошлет тебе Он счастье, радость и покой».

Отец Иоланты – король Рене – предпринимает попытку помочь дочери. Он приглашает маркитанского врача Эбн-Хакиа.
Ожидая решения врача, Рене рассуждает о смысле страдания: почему Бог допустил такое несчастье в жизни его дочери? Его слова полны христианского смирения и самопожертвования.
«Увидит Иоланта свет, иль суждена мне вечно мука
Знать дочь мою, объятой тьмою?..
О, Боже, сжалься надо мною!
Господь мой, если грешен я,
За что страдает ангел чистый?
За что поверг из-за меня
Во тьму Ты взор ее лучистый?
Подай мне радостную весть,
Утешь надеждой исцеленья!
Я за нее готов принесть
Корону, власть, мои владенья...
Лиши меня всего – покоя, счастья.
Я все смиренно претерплю,
За все Тебя благословлю!
Смотри, готов во прахе пасть я,
Всего лишиться, все отдать,
Но только дай мне не видать
Мое дитя, объятым тьмою!
О, Боже, сжалься надо мной,
Перед Тобой готов во прахе пасть я,
О, Боже, Боже мой, сжалься, сжалься надо мною!»

Врач сообщает королю, что исцеление возможно только в том случае, если Иоланта узнает о своем несчастье.
Но положительный результат он гарантировать не может – «все в Божьей власти!» Он говорит, что существует два мира: плотский и духовный, неразрывно связанные между собой.
«И прежде, чем открыть для света
Мирские, смертные глаза,
Нам нужно, чтобы чувство это
Познать сумела и душа».
Для того чтобы произошло исцеление, Иоланта должна жаждать исцеления.

Вследствие стечения обстоятельств Иоланта узнает о своей слепоте от графа Водемона, которого она полюбила всей душой. На вопрос Иоланты: «Что значит видеть?» Водемон отвечает: «Познавать свет Божий». Объясняя, что такое «свет», он говорит, что это:
«Чудный первенец творенья,
Первый миру дар Творца,
Славы Божьей проявленье,
Лучший перл Его венца!»
Но Водемон не может убедить Иоланту в необходимости зрения, она утверждает, что для того, чтобы видеть, ей не нужен свет! Она и так способна ощущать невидимого Бога:
«В жарком дне, в благоуханье,
В звуках и во мне самой
Отражен во всех созданьях
Бог незримый и благой!»
Король Рене объявляет, что Водемон, нарушивший запрет, подлежит смертной казни. Но если Иоланта прозреет, тогда ему будет дарована жизнь.

Иоланта готова к самопожертвованию, она примет любое страдание, если это спасет ее возлюбленного. Король говорит о ней, что «как Агнец Божий, она идет на муки». Иоланта получает исцеление не потому, что жаждет прозрения для себя, а потому что тем самым она спасает человека, которого любит. Получив исцеление, Иоланта опускается пред Богом на колени:
«Благой, великий, неизменный,
Во тьме являл Ты мне Себя!
Дай мне теперь, Творец Вселенной
Познать Тебя и в свете дня!
Прими хвалу рабы смиренной,
Мой голос слаб и робок взгляд.
Перед Тобою сонм блаженный
И Херувимы предстоят!
Но Ты велик и в снисхожденьи,
Твоей любви пределов нет,
И в самом малом из творений
Блестишь, как в капле солнца свет!»

Заканчивается опера общей хвалой:
«Прими хвалу рабов смиренных!
Во прахе мы перед Тобой!
Слава Тебе, Творец всесильный!
Осанна в вышних! Осанна в вышних!
Ты света истины сиянье,
Слава, слава Тебе, Господь всемогущий!
Ты света истины сиянье,
Слава, слава, Господь Вседержитель,
Творец всемогущий!
Хвала Тебе! Хвала Тебе!»

click here

Жизнь - это что-то новенькое... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет [см. все]


Руководитель клуба
Администратор форума





Сообщение: 10166
Увлечения: : Кто-то любит нас)
Зарегистрирован: 08.02.10
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.12 14:35. Заголовок: Ох, боюсь, я "за..


Ох, боюсь, я "замахнулась"... Надо Кате, наверное, начинат ьс чего-то попроще.

 цитата:
Екатерина Щербаченко, сопрано Большого театра, лаурет множества международных конкурсов, в 2009 году стала победительницей конкурса «Певец мира». А в программе петербургского концерта победительница конкурса в Кардиффе исполнила ариозо Иоланты из одноименной оперы Чайковского и дуэт Иоланты и Водемона с Александром Антоненко.

Все-таки для вас как для певицы интереснее «Евгений Онегин» или «Иоланта»?

Я люблю петь Татьяну Ларину, многое в моей жизни связано с этой партией! Партия Иоланты мне также очень интересна: во-первых, это довольно сложная партия для сопрано, и, во-вторых, Иоланта очень сложна и необычна, как образ – ведь именно благодаря ей, ее чувству, в опере должно произойти чудо. В музыке звучит такая красота, такая лучезарная энергия... В финале музыка Чайковского почти «излучает» этот всепоглощающий свет, объединяющий всех героев. Если это удается воплотить на сцене – это прекрасно!



Жизнь - это что-то новенькое... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель клуба
Администратор форума





Сообщение: 10337
Увлечения: : Кто-то любит нас)
Зарегистрирован: 08.02.10
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.05.12 00:56. Заголовок: Иоланта, которая не ..


Иоланта, которая не прозрела

26.12.2001
 цитата:
В минувшее воскресенье в Челябинском академическом театре оперы и балета открывали международный фестиваль дирижеров имени И.А. Зака. Само по себе это масштабное событие: каждый месяц до окончания сезона к нам будут приезжать ведущие российские дирижеры, а также маэстро из Украины и Италии. Но первое фестивальное выступление ознаменовалось настоящей сенсацией. Дирижер Большого театра, народный артист России, Татарстана и Казахстана Фуат Мансуров привез в Челябинск молодую певицу Светлану Лысенко. Здесь она первый раз в своей жизни исполнила заглавную партию в опере “Иоланта”.

Как и ее героиня, Светлана незряча. Впервые в истории исполнения этого шедевра Чайковского Иоланта была столь реалистична. Однако все это могло остаться аттракционом, если бы не прекрасное пение. У Светланы очень красивое нежное сопрано, которым певица владеет великолепно. Да и сама она настоящая красавица с огромными глазами и обаятельной улыбкой. Челябинские зрители, попавшие на воскресную “Иоланту”, пережили настоящее эстетическое потрясение. Опера – искусство, где доля условности велика. Но мы увидели абсолютно реальные переживания героини, которая, увы, в отличие от певицы, в финале прозрела. Зал аплодировал стоя и долго не отпускал артистов за кулисы, у многих на глазах были слезы.

После премьеры мы пообщались со Светланой Лысенко и Фуатом Мансуровым.

Светлана Лысенко:

— По-настоящему оперной певицей я почувствовала себя только здесь, в Челябинске. Я ведь до этого не пела ни разу в спектакле: у нас было лишь одно концертное исполнение оперы в Ульяновске. И только теперь я поняла, какое это высочайшее искусство и как я должна трудиться, чтобы создать образ.

— И какова разница между концертным выступлением и участием в спектакле?

— Огромная. Концерты – это всего лишь приближение к главному. Когда живешь в образе на сцене, возникают совсем иные ощущения. Будто попадаешь в другой мир. Только здесь ты узнаешь, какой ты можешь быть. Когда все – и оркестр, и хор, и солисты – находятся во взаимодействии, это возвышает. Я почувствовала, что хочу в этом жить.

— Но такое желание, наверное, появилось не сегодня?

— Изначально это была просто любовь к пению. Я родилась на Украине, в Херсоне. В детстве я много пела народные песни.

— Где вы учились?

— Сначала поступила в специализированное музыкальное училище для таких, как я. Оно и сейчас остается единственным на весь бывший Союз. Тогда я еще видела, хотя и очень плохо, но могла учиться на дирижерско-хоровом отделении. А потом зрение и вовсе упало. Я полюбила хоровое пение, получала огромное удовольствие от того, что слышу, как звучат голоса, как выстраивается хор. И мне было очень сложно осознавать, что теперь дирижировать я не могу. Теперь только пение могло меня спасти.

— Спасти от чего?

— Ну, из-за отсутствия зрения я, наверное, не смогла бы найти себе применения. В училище педагог по вокалу посоветовал мне поступать на сольное пение. Я не понимала: как это, вокруг столько здоровых, красивых певцов, у них шикарные голоса, и они действительно созданы для сцены? А я: Как раз к моменту окончания училища в Москве открылся Государственный специализированный институт искусств. К счастью, туда пригласили замечательного педагога, солистку Большого театра Лидию Федоровну Ковалеву. Она дала мне школу и возможность почувствовать почву под ногами. Только когда услышала отзывы о себе, я поверила в свои силы.

Фуат Мансуров:

— Я познакомился со Светланой пять лет назад, когда меня пригласили стать председателем государственной экзаменационной комиссии в специализированном институте. Я был просто ошарашен, увидев такое количество талантливых людей. Это незрячие и глухие певцы, актеры, художники. Помню, шел по коридору, где выставлены произведения студентов, и поймал себя на мысли, что десятка полтора картин отсюда могли бы украсить экспозицию любой галереи. Со многими в институте я подружился. Иные из этих ребят могли бы стать выдающимися художниками и артистами. Вот уже пять лет подряд я председатель экзаменационной комиссии. Кого там только не было, но Светлана – выдающаяся личность. У нее настоящий оперный голос. И она безукоризненно чисто поет. А если учесть, что она не видит дирижерской руки – все по памяти, – то это вообще феноменально.

— У людей, которые не видели и не слышали Светлану, может создаться впечатление, что это все как бы не совсем по-настоящему:

— Когда речь идет об искусстве, здесь не может быть никакой натяжки. Оно должно быть безупречно. Если бы я чувствовал какой-то изъян, натянутость, извините, профессиональную неполноценность, я бы ни за что не вывел Светлану на сцену. Мысль сделать с ней “Иоланту” пришла мне в голову уже давно. Но я ждал, пока Светлана дойдет до творческой кондиции. Эти пять лет были для нее наполнены работой с замечательным педагогом Лидией Ковалевой. С ней бескорыстно занимался прекрасный концертмейстер Большого театра Константин Костырев. Я же объяснял образную сферу, ставил художественные задачи. Она такая умница, все запоминает и все выполняет. Помимо голоса ведь необходимо быть артистом. Можно спеть с перебором, можно недобрать. Попасть в точку не каждый умеет, а это – краеугольный камень, на котором строится опера. А Светлана может, у нее в этом смысле прекрасное чутье.

— Как бы вы оценили премьеру?

— Результат превзошел все ожидания. Мне показалось, что у зрителей был катарсис, который неизбежен при общении с настоящим искусством.

— А в этом не было жалости?

— Ни в коем случае! Это не жалость, но сопереживание – разница весьма существенна. Светлана ведь создает в высшей степени реалистичный образ на сцене. Если бы мы стремились к натурализму – всему была бы грош цена в базарный день.

Меня всегда поражало стремление режиссеров в “Иоланте” сделать из зрячей певицы слепую. Знаете, когда ходят по сцене, растопырив пальцы. Эти режиссеры просто не знают жизни! Я обратил внимание, что в институте незрячие ребята живут без комплексов. Они бегают и не натыкаются друг на друга. Им достаточно один раз пройти по аудитории, чтобы запомнить расположение всех предметов. И сама Иоланта по сюжету не может понять, что от нее скрывают ее слепоту. Это недоумение проявляется в ее речи, мимике, интонации. Удивить можно легко, но ненадолго. А вот когда весь спектакль чувствуешь напряженную тишину полного зала, понимаешь, в чем смысл искусства:

Сейчас 28-летняя Светлана Лысенко только в начале своей оперной карьеры. Но она уже сумела стать лауреатом конкурса вокалистов с ограниченными физическими возможностями, который проходил в Праге, и лауреатом Московского студенческого фестиваля искусств. В ближайшее время она выступит с “Иолантой” в Краснодаре и Ижевске. А потом обязательно будет спектакль в Большом театре. Но мы-то знаем, что настоящая премьера у Светланы Лысенко случилась в Челябинске.




Жизнь - это что-то новенькое... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 17
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет