Здравствуйте! Если вы впервые у нас и желаете зарегистрироваться на нашем форуме,
пожалуйста, ознакомьтесь с Правилами, и при регистрации обязательно напишите сообщение в любую выбранную вами тему и не забудьте поставить галочку в квадратике "зарегистрироваться". Иначе мы не сможем вас зарегистрировать и ваше сообщение будет утеряно.
Администрация


АвторСообщение



Сообщение: 4487
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.07.09 23:16. Заголовок: Быть ли как все. Конформизм?


Хосе Ортега-и-Гассет

Прежде всего - о том, как так случилось, что на июльской встрече зашла речь о "массовой культуре" (да и культура ли это вообще? ).

Речь идет о работе Хосе Ортеги-и-Гассета "Восстание масс", которую мне мой друг юности поэт и философ Олег Серков (еще во времена нашей с ним юности) настоятельно рекомендовал прочитать и хорошенько подумать над тем, что там написано. Но я тогда решила:"Ну, не все же такие умные, как Олег Серков! Какого-то испанского философа зачем-то читать... Какое-то непонятное "Восстание масс"... да и где мне взять эту книгу-то? Прочитаю когда-нибудь! Если "дорасту"..." Попросить книгу у Олега (или спросить в библиотеке) я, наверное, просто ... не догадалась! И когда недавно я увидела эту вещь в интернете, я вспомнила, что "ага, та самая!" и - удивилась, что ничего там нет "особо сложного" и "недоступного" для ума... э-э... обычного человека. Или все-таки есть? Вот я и решила "проверить"!

Очень жаль, что Олега не было с нами на этой встрече Литстудии. Он работает в будни Поэтому приезжал к нам на Литстудию всего один раз - когда был в поисках работы - вот и нашел время... А в выходные дни нам собираться просто негде (увы).

Со стихами Олега Серкова можно познакомиться у нас на форуме:

Олег Серков. Стихи

На июльской встрече Литстудии мы обсуждали, конечно, не всю знаменитую работу испанского философа, а только лишь фрагмент.

В работе "Восстание масс" Ортега (в частности) отразил и развил интересное наблюдение об отличии собственного мнения от "общественного". Ортега выразил серьезное беспокойство, что в Европе усиливается влияние "общественного" мнения, то есть "мнения массы".

Характерно, что "массы", претендуя на власть (то есть на полную нейтрализацию) собственного мнения человека (и подменяя (!!) это мнение "общественным") не могут управлять даже собственной судьбой.

Во всяком обществе есть "большинство" и "меньшинство", то есть "социальное большинство" и "социальное меньшинство". "Меньшинство" - это небольшие группы или отдельные личности.

Возможно ли понять про каждого отдельного человека, кто он: личность или "человек толпы"? Ортега полагает, что да, это возможно. "Человек толпы"(массы) - это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех (хорошего или дурного); он думает о себе, что он - "точь-в-точь" такой, "как все остальные", и от этого чувствует себя счастливым. Личность - тот, кто к себе самому требовательней, чем к другим. "Человек толпы" не озабочен самооценкой и в результате нетребователен к себе.

Ортега родился в Мадриде 9 мая 1883. Работа "Восстание масс" (1930), которая увидела свет, когда философу было 47 лет, принесла ему всемирную славу и известность.

Я предлагаю в этой теме продолжить разговор, который мы начали на июльской встрече Литературной студии.

Встречи литературной студии

Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]





Сообщение: 4488
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.07.09 23:47. Заголовок: Ортега-и-Гассет утве..


Ортега-и-Гассет утверждает: масса - это множество средних, заурядных людей. И то, что раньше воспринималось только как количество, теперь предстает перед нами как качество; "человек толпы" - это человек без индивидуальности, ничем не отличающийся от других, безличный и заурядный.

Философ выразил серьезную обеспокоенность тем, что массы решительно выдвинулись на авансцену истории. По мнению Ортеги, "массы" захватывают "места" меньшинства, замещая его собой. Этот феномен – полный захват массами общественной власти – Ортега-и-Гассет и называет восстанием масс.

Как именно, каким образом "массы" навязывают всему обществу свою волю и свои вкусы? В этом явлении Ортега обращает внимание на 2 аспекта:
В этом явлении можно выделить две стороны, два аспекта:

1) массы выполняют те самые общественные функции, которые раньше были предоставлены исключительно избранным меньшинствам;
2) и в то же время массы перестали быть послушными этим самым меньшинствам: они не повинуются им, не следуют за ними, не уважают их, а, наоборот, отстраняют и вытесняют их.

Господство масс имеет и положительную сторону: оно наглядно показывает , что средний уровень жизни сегодня выше, чем был вчера. Большинство людей могут использовать достижения техники и наслаждаться всем тем, что раньше было предоставлено лишь немногим.

Однако заурядный человек, видя вокруг себя технически и социально совершенный мир, верит, что его произвела таким сама природа; ему никогда не приходит в голову, что все это создано личными усилиями гениальных людей. Он настолько наивен, что считает все блага цивилизации, предоставленные в его пользование, естественными, как воздух, ведь они "всегда на месте". Еще меньше он думает о том, что без дальнейших усилий этих людей великолепное здание рассыплется в самое короткое время.

Философ отмечает две основные черты в психологической диаграмме человека массы:
1) безудержный рост жизненных вожделений,
2) и принципиальную неблагодарность ко всему, что позволило так хорошо жить.

«Жить - значит не встречать ограничений; поэтому смело делай все, что хочешь. Нет невозможного, нет опасного, нет ни высших, ни низших», - вот кредо "человека толпы". Поскольку для "человека толпы" нет авторитетов, он не хочет считаться ни с какой внешней инстанцией. "Высшая инстанция" для него - он сам. Он доволен собой таким, каков он есть. Совершенно искренне, без всякого хвастовства, как нечто вполне естественное, он будет одобрять и хвалить все, чем он сам наделен, -- свои мнения, стремления, симпатии, вкусы. Ведь никто и ничто не заставляет его признать себя "ниже" других, то есть крайне ограниченным, неспособным ни к творчеству, ни даже к поддержанию той самой организации, которая дала ему полноту жизни.

Чрезмерное изобилие жизненных благ и возможностей автоматически ведет к созданию уродливых порочных форм жизни, к появлению особых людей-выродков; один из частных случаев такого типа - "аристократ", другой - избалованный ребенок, третий, самый законченный и радикальный - современный "человек толпы (массы)".

Ортега-и-Гассет серьезно озабочен тем, что "восстание масс" может привести человечество к катастрофе Ведь масса не желает терпеть рядом с собой тех, кто к ней не принадлежит. Она питает смертельную ненависть ко всему иному.


Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 4489
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.09 00:45. Заголовок: Философ обращает вни..


Философ обращает внимание на, казалось бы, очевидные вещи: нельзя отрицать достижений цивилизации, но и прочность достигнутого весьма относительна. Любой прогресс, любая эволюция не прочны, они всегда под угрозой регресса, отката. Ибо жизнь (индивидуальная и общественная, личная и историческая) - единственное в мире явление, сущность которого - опасность. Она состоит из "перипетий". Строго говоря, жизнь - это драма.

Однако с точки зрения социальной психологии "человек массы" имеет следующие черты:
1) врожденную, глубокую уверенность в том, что жизнь легка, изобильна, в ней нет трагических ограничений(поэтому заурядный человек проникнут ощущением победы и власти);
2) ощущения эти побуждают его к самоутверждению, к полной удовлетворенности своим моральным и интеллектуальным багажом.

Самодовольство "человека толпы" ведет к тому, что он не признает никакого внешнего авторитета, никого не слушается, не допускает критики своих мнений и ни с кем не считается.

Внутреннее ощущение своей силы побуждает его всегда выказывать свое превосходство; он ведет себя так, словно он и ему подобные - одни на свете, а поэтому
3) он лезет во все, навязывая свое пошлое мнение, не считаясь ни с кем и ни с чем, то есть - следуя принципу "прямого действия".

При этом "человек толпы" претендует на собствнную обезличенность, и, когда он позиционирует себя как "обычного", он тем самым восстает против собственной судьбы, против своего назначения; именно в этом смысле философ и говорит о восстании масс. Ибо единственное, что можно с полным правом и по существу назвать восстанием, это неприятие собственной судьбы, восстание против самого себя.

Человек массы не хочет оставаться на твердой, недвижной почве судьбы, он предпочитает существовать фиктивно, висеть в воздухе. Потому-то никогда еще столько жизней не было вырвано с корнем из почвы, из своей судьбы, и не неслось неведомо куда, словно перекати-поле. Мы живем в эпоху "движений", "течений", "веяний". Почти никто не противится тем поверхностным вихрям, которые возникают в искусстве, в философии, в политике, в социальной жизни.

"Человек толпы" говорит себе: "Государство - это я" - но это полное заблуждение. Сегодняшнее государство и массы совпадают только в том, что оба они "безличны" и безымянны. Но "человек массы" действительно верит, что он - государство, и все больше стремится под всякими предлогами пустить государственную машину в ход, чтобы подавлять творческое меньшинство, которое (как ему кажется) мешает ему всюду, во всех областях жизни - в политике, в науке, в индустрии.

Цивилизация XIX века поставила среднего, заурядного человека в совершенно новые условия. Он очутился в мире сверхизобилия, где ему предоставлены неограниченные возможности. Он видит вокруг чудесные машины, благодетельную медицину, заботливое государство, всевозможные удобства и привилегии. С другой стороны, он не имеет понятия о том, каких трудов и жертв стоили эти достижения, эти инструменты, эта медицина, их изобретение и производство; он не подозревает о том, насколько сложна и хрупка организация самого государства; и потому не ощущает никакой благодарности и не признает за собой почти никаких обязанностей. Эта неуравновешенность прав и обязанностей искажает его натуру, развращает ее в самом корне, отрывает его от подлинной сущности жизни, которая всегда сопряжена с опасностью, всегда непроглядна и гадательна. Этот новый тип человека, "человек самодостаточный" - воплощенное противоречие самой сущности человеческой жизни. Поэтому, когда он начинает задавать тон в обществе, надо бить в набат и громко предупреждать о том, что человечеству грозит вырождение, духовная смерть.

Ортега-и-Гассет высказывает свои пророчества: творческие стремления общества будут все больше подавляться вмешательством государства; новые семена не смогут приносить плодов. Общество будет принуждено жить для государства, человек - для правительственной машины.

Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 4490
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.09 01:24. Заголовок: "Человек толпы&#..


"Человек толпы" всегда доволен собой, более того, восхищен. Массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуется готовой мыслью, уже сидящей в его голове. Наоборот, "элитарный человек" ("духовный аристократ") не ценит готовых мнений, взятых без проверки, без труда, он ценит лишь то, что до сих пор было недоступно, что приходится добывать усилием.

Ортега сетует, что "для нынешних дней" (вспомним, что речь идет о конце 20-х годов 20-го века) характерно, что вульгарные люди, сознающие свою посредственность, смело заявляют свое право на вульгарность, причем повсюду. Кто выглядит не так, "как все", кто думает не так, "как все", тот подвергается риску стать изгоем. Как говорят в Америке, "выделяться неприлично".
Начиная со второй половины ХIX века, средний человек уже был свободен от социальных перегородок. Никто не принуждал его сдерживать, подавлять себя. Заурядный человек знает, что все люди равны в своих правах. XIX век автоматически создал новый вид "простого человека", в котором заложены огромные вожделения и которому сейчас предоставлен богатый набор средств, чтобы удовлетворить их во всех областях.

Было бы ошибкой тешить себя иллюзиями, что человек массы окажется способным - как ни поднялся его уровень в наше время - управлять ходом всей нашей цивилизации. Человек массы научился владеть ее механизмом, но абсолютно незнаком с ее основными принципами. При этом он считает себя совершенным!

Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 4491
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.09 11:49. Заголовок: Из всего сказанного ..


Из всего сказанного отнюдь не следует, будто бы Ортега-и-Гассет делит людей на "меньшинство умных" и "большинство глупых". "Человек массы совсем неглуп", - утверждает философ. Наоборот, сегодня он гораздо умнее, гораздо способнее, чем все его предки. Но эти способности ему не впрок: сознавая, что он обладает ими, он еще больше замкнулся в себе и не пользуется ими. Он раз и навсегда усвоил набор общих мест, предрассудков, обрывков мыслей и пустых слов, случайно нагроможденных в памяти, и с развязностью, которую можно оправдать только наивностью, пользуется этим мусором всегда и везде.

У заурядного человека есть самые определенные идеи обо всем, что в мире происходит и должно произойти. Поэтому он перестал слушать других. К чему слушать, если он и так уже все знает? Теперь уже нечего слушать, теперь надо самому судить, постановлять, решать. Идеи заурядного человека - не настоящие идеи, они не свидетельствуют о культуре. Кто хочет иметь идеи, должен прежде всего стремиться к истине и усвоить правила игры, ею предписываемые. Не может быть речи об идеях и мнениях там, где нет общепризнанной высшей инстанции, которая бы ими ведала, нет системы норм, к которым можно было бы в споре апеллировать. Эти нормы - основа нашей культуры.

Таков в общих чертах «человек толпы (массы)». И, как ни прискорбно, по наблюдениям Ортеги-и-Гассета, именно такие люди составляют абсолютное большинство в современном обществе.

Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 7086
Увлечения: : Жизнь
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.12.09 22:21. Заголовок: Идея "не быть ка..


Идея "не быть как все", пожалуй, все-таки характерна для "буржуйской" философии экзистенциализма.
Мне недавно попала в руки ну, очень советская книжка (учебное пособие) - как же все-таки порой скучно пишут! Вот цитата:

 цитата:
Одним из основных направлений буржуазной философии является экзистенциализм, сложившийся в Германии в 20-е годы в философском творчестве Мартина Хайдеггера (1883 - 1976)...
Несколько позднее принципы экзистенциализма нашли развитие в творчестве Х. Ортеги-и- Гассета (1883 - 1956) в Испании...



Интересно было обнаружить, что Хайдеггер и Гассет родились в один год

Основным понятием философии экзистенциализма является категория человеческого существования - экзистенция.Экзистенциалисты уделяют основное внимание человеческой личности, противопоставляя ее обществу.

 цитата:
Человек оказывается оторванным от социальных и исторических процессов, занят лишь проблемами собственного бытия.

- сетуют авторы советского учебника.

Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель клуба
Администратор форума





Сообщение: 19926
Увлечения: : Лето
Зарегистрирован: 08.02.10
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.14 22:31. Заголовок: Быть как все..

"... и я зову к себе портного, и перешить пиджак прошу..." Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет