Здравствуйте! Если вы впервые у нас и желаете зарегистрироваться на нашем форуме,
пожалуйста, ознакомьтесь с Правилами, и при регистрации обязательно напишите сообщение в любую выбранную вами тему и не забудьте поставить галочку в квадратике "зарегистрироваться". Иначе мы не сможем вас зарегистрировать и ваше сообщение будет утеряно.
Администрация


АвторСообщение
Руководитель клуба
Администратор форума





Сообщение: 21591
Увлечения: : Поэзия жизни
Зарегистрирован: 08.02.10
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.16 10:52. Заголовок: Театральная критика


Как оказалось, такой темы у нас на форуме еще не было.

"Нельзя приклеить к гусенице крылья и заставить ее летать, как бабочку. Она должна измениться изнутри." Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]


Руководитель клуба
Администратор форума





Сообщение: 21592
Увлечения: : Поэзия жизни
Зарегистрирован: 08.02.10
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.16 10:59. Заголовок: На создание этой тем..


На создание этой темы меня вдохновила Таня. Ее критические эссе мы скоро опубликуем здесь, на форуме.
Про театральную критику еще буду думать и писать. Сейчас пока что как литературовед, поделюсь тем, что мне показалось интересным из истории и методологии литературоведения.
Я сейчас читаю и перечитываю учебник Роберта Веймана по истории литературы. И вот что он пишет про труд Тайлера - одного из основоположников американского литературоведения. В своей работе Тайлер пишет про те периоды американской литературы, когда индивидуальная выразительность авторов еще не достигла высокого уровня. Речь про прозу колониальных времен и времен революции. В этот период эстетическая функция литературы явно выступила в подчинении ее социальной функции. И вот когда Вейман это сформулировал, я вдруг подумала, а не тот ли это период в развитии любительского "особого" театра в России? Когда социальная значимость самого факта существования таких театральных коллективов оказывается важнее самой эстетики. И вот это мое открытие и побудило меня открыть на нашем форуме новую тему. Для меня вообще-то "больной вопрос", что наша прекрасная театральная работа (наша в широком смысле слова, то есть речь не только о театральной студии " Крылья") интересна критикам не с театральной, а с социальной точки зрения. И получается, что с эстетической точки зрения о нас и сказать-то как бы нечего.
Да и где они, наши театральные критики? Мне известны только статьи журналистов, в то время как театральные критики от нас, можно сказать, шарахаются. Или просто не интересуются.

"Нельзя приклеить к гусенице крылья и заставить ее летать, как бабочку. Она должна измениться изнутри." Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель клуба
Администратор форума





Сообщение: 21593
Увлечения: : Поэзия жизни
Зарегистрирован: 08.02.10
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.16 11:24. Заголовок: И вдруг случилось в ..


И вдруг случилось в истории театральной студии "Крылья", можно сказать, даже чудо. В декабре 15 года об одной из наших театральных постановок критик-любитель Колян Платков написал что-то вроде рецензии. Причем отнюдь не с позиций: посмотрите, что поставили инвалиды и что не инвалиды, но с совершенно иных позиций. Это было интересно.
Затем Николай рассказал о нашей Творческой Школе своей знакомой - Татьяне Соломиной, которая через некоторое время написала уже несколько театральных эссе. Само по себе это было (для меня) уже некоторым эстетическим взрывом.
И я как художественный руководитель Творческой Школы " Крылья" надеюсь на продолжение сотрудничества с Коляном и Татьяной.

"Нельзя приклеить к гусенице крылья и заставить ее летать, как бабочку. Она должна измениться изнутри." Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель клуба
Администратор форума





Сообщение: 21594
Увлечения: : Поэзия жизни
Зарегистрирован: 08.02.10
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.16 11:26. Заголовок: Однако вернемся к тр..


Однако вернемся к труду американского литературоведа Тайлера в оценке немецкого профессора Веймана. Речь про труд Тайлера по истории американской литературы, который был опубликован в конце 19 века. Подход Веймана учит меня, что даже у выдающихся трудов могут быть (с чьей-то точки зрения) значительные несовершенства. И что в этом, как говорится, нет ничего страшного. Поскольку о чем-то говорят как минусы, так и плюсы литературной (а я бы дополнила - и театральной) критики. Например, с точки зрения Веймана плюс литературной критики Тайлера в том, что Тайлер рассматривает литературу как "отражение общества". Такой подход, безусловно, очень даже хорош, но, быть может, кому-то, например, мне, гораздо интереснее был бы другой подход. Поскольку и Тайлеру, и Вейману свойственна пугающая меня оценочная тенденция - поддержать и похвалить авторов, которые " создают, формируют и направляют общественное мнение". Меня это пугает как претензия, будто бы у кого-то есть монополия на истину. Но как же тогда эстетическая функция литературы и искусства? Почему эта функция должна быть подчинена отражению общества? Да и что там "отражать"? Отражать что-то можно очень по-разному.

Например, у нас на форуме есть тема " Остро-социальный театр" - про отражение жизни и миропонимания с точки зрения людей с инвалидностью. Впрочем, я уже думаю, что это тема для организации "Люди в колясках". В Творческой Школе " Крылья" мне бы уже не хотелось этой темой заниматься. В клубе "Крылья" нам важнее не акцентировать при театрализации инвалидность актёра. Невзирая на то, что критика (или зритель) все равно обратить внимание на этот социальный момент.
Итак, акценты в литературной и театральной критике (да и просто при восприятии) могут быть расставлены достаточно различно.

"Нельзя приклеить к гусенице крылья и заставить ее летать, как бабочку. Она должна измениться изнутри." Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель клуба
Администратор форума





Сообщение: 21595
Увлечения: : Поэзия жизни
Зарегистрирован: 08.02.10
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.16 11:53. Заголовок: Соглашусь с профессо..


Соглашусь с профессором Вейманом о важности такого подхода, который обращает внимание на связь исторического события с его современной оценкой. Вероятно, это один из возможных (и почетных) подходов, например, при постановке пьесы Островского "Гроза". И мы еще пойдем и посмотрим современные московские постановки " Грозы", но пока что нам еще рано. Хотя что считать в пьесе "Гроза" историческими событиями? Конечно, за уши можно притянуть, что угодно. А такое высказывание немецкого профессора, как "мера исторического воздействия произведения на читателя" я даже не знаю, как и понимать. И далее:"важнейшим критерием оценки является историческая эффективность произведения с учетом общественного благосостояния нации". Еще о том же:"Суждения о литературе должны выноситься с зависимости от ее полезности для общественного благосостояния". Страшное дело.
При этом Роберт Вейман справедливо отмечает, что это социологический, а не эстетический критерий оценки.
А "страшное дело" в том, что Тайлер пишет:"литература может быть признана хорошей в зависимости от того, хорошо ли она выражает политические критерии оценки и влияет на них". И ведь это пишет не советский, а американский литературовед, причем еще в конце 19 века. Тэйлор - прагматик.
Как же в таком случае быть с эстетикой? Для того, чтобы критику говорить об эстетической значимости произведения, пишет профессор Вейман, в обществе должен быть определенный художественный уровень тех, кто воспринимает художественные произведения. Да уж. А исторический и социально грамотный уровень восприятия как будто бы есть всегда. С другой стороны, что можно ждать от профессора Веймана, если он марксист и хоть и немец, но из ГДР.

"Нельзя приклеить к гусенице крылья и заставить ее летать, как бабочку. Она должна измениться изнутри." Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель клуба
Администратор форума





Сообщение: 21598
Увлечения: : Поэзия жизни
Зарегистрирован: 08.02.10
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.16 11:58. Заголовок: А теперь то, что поб..


А теперь то, что побудило меня создать эту тему. Как интересно написал профессор Вейман, как он оценил в целом литературную критику Тайлора.

Эстетический (поэтический) критерий оценки у Тайлера во многом неразработан и противоречив, временами сформулирован односторонне и даже грешит самодовольством. И это не только следствие характера исследователя, скорее грубоватого, чем тонкого. Ограниченность критериев Тайлера не заслуживает презрительного осуждения: она является отражением и в то же время импульсом к развитию, пробужлающем те исторические силы, влиянием которых об"ясняются сильные стороны работы Тайлора. Слабости и недостатки работ Тайлора определяются духом времени.

Что такое искусство - это об"ективно существующий феномен или это выражение суб"ективных возможностей той или иной личности? Порой эстетическая функция литературы выступает в явном подчинении ее эстетической функции.

"Нельзя приклеить к гусенице крылья и заставить ее летать, как бабочку. Она должна измениться изнутри." Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет