Здравствуйте! Если вы впервые у нас и желаете зарегистрироваться на нашем форуме,
пожалуйста, ознакомьтесь с Правилами, и при регистрации обязательно напишите сообщение в любую выбранную вами тему и не забудьте поставить галочку в квадратике "зарегистрироваться". Иначе мы не сможем вас зарегистрировать и ваше сообщение будет утеряно.
Администрация


АвторСообщение



Сообщение: 2512
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.09 14:24. Заголовок: Жестокие нравы. Иван Горбунов


В этой теме я предлагаю обсуждать непонятки, которые у нас возникают вокруг постановки пьесы Ивана Горбунова "Жестокие нравы" (1866).
Дело дошло до того, что по факту обсуждения этой постановки у нас начал стихийно формироваться "Творческий совет". Это, конечно, замечательно, что пьеса нравится, вызывает отклик.

"Жестокие нравы" - это пока что лучшее из того, что мы сделали на площадке в Останкино. Композиция "Принцесса и Людоед" по Г.Сапгиру отступает на второе место. С другой стороны, композицию "Людоед и Принцесса" мы уже показали зрителям 2.5 раза, а у "Жестоких нравов" премьера еще впереди.

Но тем более важно какие-то общетеоретические моменты зафиксировать в этой теме, а также обсудить советы наших консультантов (профессионалов) - что нам подходит, что нет (и почему) или же вписать здесь их советы (чтобы, не дай Бог, не забыть).

Пьеса ставится на сценической площадке в ЦСО "Останкино", но актерский состав смешанный (есть артисты и с площадки "Марьиной роща").

Сейчас, когда впереди премьера, нас всех немного "колбасит" - попытаемся разобраться и сориентироваться.

Роли и исполнители:

Настенька - Натали
Вася - Алексей Ростов (дублер - Павел Козлов)

Про автора пьесы уже шла речь на нашем форуме в теме "Смех - дело серьезное": click here



Иван Федорович Горбунов

1831- 1895. Отец — мелкий фабричный служащий из вольноотпущенных крепостных, мать — крепостная крестьянка.
Учился в училище ваяния и зодчества, посещал лекции в Московском университете. В совершенстве владел древнерусским и церковнославянскими языками.
Особое значение для Горбунова имело его сближение (1853) с «молодой редакцией»славянофильского «Москвитянина». Рассказы и сцены Горбунова целиком входят в общий стиль натурализма 1860-х гг. С 1877 года был членом-корреспондентом общества любителей древней письменности.
Горбунов прославился и как актёр. В 1854 году состоялся его актёрский дебют в московском Малом театре. С 1856 года он был включён в труппу Александринского театра вПетербурге. Там и числился до самого конца жизни. За 40 лет он сыграл 54 роли, главным образом в пьесах А. Н. Островского (Кудряш — «Гроза», Пётр, 1-й исполнитель, —«Лес», Афоня — «Грех да беда на кого не живёт») и в собственных пьесах.
В конце 1850-х гг. стал выступать на эстраде как автор и исполнитель собственных рассказов под общим названием («Сцены из народного быта», 1861). С большим остроумием и сатирическими и ироническими зарисовками изображал в своих рассказах все социальные слои русской бытовой жизни — крестьян, купцов, мастеровых, фабричных рабочих и приказчиков, городовых, околоточных и квартальных, горожан-обывателей и др. Среди этих рассказов: «Пушка», «Воздухоплаватель», «Белая зала» и др.
Горбунов был историком русского театра и организатором первого в России театрального музея. Посредством биографических очерков о выдающихся актерах, он создал биографическую историю русского театра XVIII—XIX веков. На родине писателя в Ивантеевке ему установлен памятник. В центральной библиотеке в 2002 году открыт кабинет-музей Ивана Фёдоровича Горбунова. Первый рассказ И. Ф. Горбунова был опубликован в журнале «Отечественные записки» в 1855. Подобно многим писателям своего времени, Горбунов преимущественно оперирует материалом из буржуазного и крестьянского быта.
Популярность Горбунова была огромна. Его творчество любили и крестьяне, и три последних императора.

Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 15 [только новые]





Сообщение: 2513
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.09 14:45. Заголовок: ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ. ..


ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ

Источник: И. Ф. Горбунов. Сочинения. Т.1 - СПб., 1902.
Оригинал здесь: Машинный фонд русского языка.

Васенька, молодой купец, щеголевато одетый, белокурый, выражение лица тупое.

Настенька, его жена, красавица, лет 19.


Настенька.
Вася, да полно же, наконец! Ведь это ужасно скучно!

Васенька.
А мне весело!

Настенька.
Приятно, что ли, терпеть твое безобразие-то? Два месяца как женился и ни одной почти ночи даже не ночевал.

Васенька.
Как ни одной? Третьего дня не ночевал, это точно. Ну, сегодня...

Настенька.
Ну, вот сегодня: в котором ты часу приехал?

Васенька.
В раннюю обедню. На Болвановке ударили, как я подъехал. У Никона Никоныча страженье было и засиделись...

Настенька.
Какое сраженье?

Васенька.
Обнаковенно какое: в трынку играли. После на тройке сделали... у Натрускина цыган послушали. Все честь честью, как следует. Дай только Бог, чтобы это не в последний раз в сей нашей кратковременной жизни.

Настенька.
Ну уж и жизнь... Господи!

Васенька.
Тяжелая! Так вчерашнего числа наша компания лики свои растушевала, такие на них колера навела, даже до невозможности. До саней-то насилу доползли.

Настенька
.
И ты так говоришь об этом спокойно.

Васенька.
Что ж, плакать, что ли? Ну, напились, что за важность! Мадера такая попалась... В нее не влезешь: черт их знает из чего они ее составляют. Пьешь - ничего, а как встал - кусаться хочется. Обозначено на ярлыке "Экстра, этикет, утвержден", ну, и давай. После к Яру заезжали. Иван Гаврилыч певицу чуть не убил.

Настенька
Фу, какая гадость!

Васенька

Ничего тут нет особенного, целоваться лез, а та препятствовала. Счастья своего не понимала. Поцеловала бы раз, другой - сотенная и в кармане.

Настенька (с отвращением).
Тьфу!

Васенька.
Да и человека-то острамила: протокол составили, к мировому потянут.

Настенька.
Ах, как я рада!

Васенька.
Чему радоваться-то? С человеком несчастие, а она радуется. Ежели у него такой характер?

Настенька.
Обижать женщину?!

Васенька.
Да какая в этом есть обида? За свои деньги...

Настенька (с упреком).
Вася, зачем ты женился?

Васенька.
Что ж мне вред, что ли, от этого? Окромя удовольствия, ничего!

Настенька.
А мне-то какое удовольствие?

Васенька (поет).

Что мне до шумного света,
Что мне друзья и враги...
Обожаю! Растопится твое сердце... Да полно плакать ты, дура!
Что мне до шумного света.

Настенька.

Скоро же твоя любовь прошла...

Васенька.
Да она не проходила! Разве в этом любовь состоит, чтобы дома сидеть. Любовь в том состоит - взвился теперь, закружился, выпил что следует, удовольствовал свою душу - домой! Все у тебя тихо, смирно, хорошо. Вот это любовь!

Настенька.

Да я-то при чем же тут?

Васенька.
Что мне до шумного света,
Что мне друзья и враги...

Теперь бы хорошо мочененького яблочка. Душа после вчерашнего ноет. Порфирий, скажи бабушке, чтобы моченых яблоков...
_____________________________________

http://az.lib.ru/g/gorbunow_i_f/text_0180.shtml

 цитата:

Что мне до шумного света,что мне друзья и враги,Было бы сердце согрето жаром взаимной любви...



Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2515
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.09 15:57. Заголовок: В связи с подготовко..


В связи с подготовкой к гастролям остро встала тема о костюмах для действующих лиц - юной купчихи и молодого купца.

Вот Валерия поделилась ссылкой по теме:

http://www.novgorod.fio.ru/projects/konkurs-works/0008/p4.htm

 цитата:
...Подавляющее... большинство населения России составляют провинциальное купечество, мещане и крестьяне. Вкусы, манера одеваться, формы костюма этой части общества коренным образом отличаются от вкусов и манер аристократии и продолжают еще долгое время косить сословный характер.
Главной особенностью костюма купцов и мещан является сочетание форм русского народного платья с элементами европейской.

В мужском купеческом костюме сохраняется черты солидности, степенности, формирующиеся под влиянием сытой и однообразной жизни.Ассортимент мужского купеческого костюма включает русские зипуны (хотя и сшитые из дорогого французского cукна), кафтаны, разнообразные сибирки (кафтаны без воротника с застежкой слева на право, долгополые купеческие сюртуки, цилиндры, картузы, высокие сапоги. Из верхней одежды распространены шинель с пелериной и воротником, пальто, шуба, русский тулуп, меховая шапка. В мещанское платье новый покрой переходит из купеческого примерно через 5-10 лет.


Кто-нибудь понял, что это такое - "переход в мещанское платье из купеческого"?

 цитата:
Многокрасочность, пышность, перегруженность деталями отличают женский купеческий костюм. Безвкусица богатых купчих становится темой анекдотов. Многие из них, покупая платье в дорогих модных лавках или выписывая из Парижа, находят готовые изысканные туалеты чересчур простыми и «украшают» их перьями, кружевами, бантами по собственному вкусу.
Осязательными являются дорогие ковровые или кружевные шали яркого цвета,, поверх которых часто выпускают белый кружевной воротничок,
Кружевные и шелковые мантильи, яркие шелковые платья с широкими каркасными или нижними юбками, бархатные салоны (пальто свободного покроя с пелериной и широкими длинными рукавами), вышитые сутажем, стеклярусом, отделанные бахромой, зимой подбитые дорогим мехом, с собольими, куньими и лисьими воротниками — таков наиболее распространенный ассортимент женской купеческой одежды.


Но у нас 19 в. немного после его середины:

 цитата:
Начиная с середины XIX. в. в России появляется критическое отношение определенной части общества к слепому подражанию западным обычаям и моде. Оно охватило широкие круги дворянства и интеллигенции.



Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 244
Зарегистрирован: 16.05.08
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.09 16:16. Заголовок: http://s59.radikal.r..




 цитата:
Павло-Посадская шерстяная шаль с набивным рисунком, отделана по краям бахромой. Конец 19 века. В прекрасной сохранности. Декорирована характерным рисунком "Коврового" типа- сложный орнаментальный узор в виде соединяющихся и переплетающихся крупных мотивов "восточного огурца", "опахала", картушей, завитков с плотным мелким многоцветным узорным заполнением. Яркий платок был обязательной деталью женского крестьянского костюма. Крестьянки в некоторых регионах носили одновременно по два-три платка, один поверх другова. Так же цветастые платки и шали любили носить купчихи и представительницы небогатых слоев городского населения.


Любопытная статья "Бытие и нравы московского купечества":
http://www.taday.ru/text/95691.html



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2516
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.09 16:37. Заголовок: Да, здорово! :sm36: ..


soave пишет:

 цитата:
Любопытная статья "Бытие и нравы московского купечества":
http://www.taday.ru/text/95691.html


Да, здорово!
 цитата:
У Островского мы видим «темное царство», у Шмелева - патриархальную идиллическую жизнь. А где же истина?


Правда, "Жестокие нравы" - это уже вторая половина 19 в. Однако, точно мы не знаем. Если пьеса создана в 1866 году, то ведь это быт и нравы до этого года. Поэтому надо бы сообразить
Одно могу сказать - Иван Горбунов какое-то время работал переписчиком пьес Островского. А впоследствии стал одним из его мемуаристов. Вполне возможно, что пьесы Островского оказали влияние на его собственное творчество

 цитата:
Островский первый раз явился в кружке с актером И.Ф.Горбуновым, тогда только поступившим на императорскую сцену на самые маленькие роли.
[Впрочем, и впоследствии в каждый свой приезд из Москвы Островский постоянно являлся в сопровождении Горбунова.
Обед, данный для Островского, был очень оживлен, потому что Горбунов потешал всех своими рассказами.
Островский любовно улыбался на рассказчика, как любящий отец на своего сына, а Горбунов благоговел перед Островским; и это благоговение было самое искреннее.


http://newniv.ru/nekrasov/bio/panaeva/vospominaniya-11.htm
Об Островском

 цитата:
Сохранились довольно обширные .... воспоминания И. Ф. Горбунова... Из мемуаристов друзьями молодого Островского были С. В. Максимов, И. Ф. Горбунов, Н. В. Берг...И. Ф. Горбунов и С. В. Максимов значительно обстоятельнее Берга, но их юношеские симпатии живы и в воспоминаниях, что не могло не сказаться и в освещении ими личности А. Н. Островского...
...По словам И. Ф. Горбунова, великий артист (Щепкин) не признавал не только пьесы "Бедная невеста" и "Не в свои сани не садись", но и "Свои люди - сочтемся!", "а об "Грозе" отзывался с отвращением"... Однако, как весьма убедительно доказал В. А. Филиппов, все эти утверждения голословны и противоречат истинным фактам. По сохранившимся афишам удалось установить, что Щепкин с 1854 года до конца своей жизни играл во всех пьесах Островского, где находилась роль, соответствовавшая его возможностям, не исключая и тех пьес, которые упоминают Горбунов...
Таким образом, версия о враждебности М. С. Щепкина к А. Н. Островскому, поддержанная в ряде воспоминаний, и в первую очередь С. В. Максимовым и И. Ф. Горбуновым, не соответствует фактам и является если не вымышленной, то в значительной степени раздутой из мелочей...
...в том, что Максимов, так же как и Горбунов, не принял по отношению к своему прошлому холодно-ироничного тона (как, скажем, Берг), остался верным взглядам молодых лет, есть и свое большое достоинство: написанные живо и убежденно, их воспоминания как бы приближают к нам давно минувшее, во многом помогают его понять.


http://az.lib.ru/o/ostrowskij_a_n/text_0820.shtml

Вот эти слова об Островском, по-моему, можно отнести и к пьесе Ивана Горбунова "Жестокие нравы":

 цитата:
Художник-реалист обращается к самым сложным и противоречивым переживаниям человека; повседневные, простые, на первый взгляд, отношения между людьми становятся в его произведениях источником серьезных драматических коллизий.




Валерия, а та шаль, которая у Вас дома - с кистями? Я так поняла Натали, что шаль должна быть с кистями, что это принципиальный вопрос. А вот мне почему-то кажется, что приоритет за яркостью, а не за кистями платка для купчихи.
У Натали есть павлово-посадская шаль, но я не спросила, с "огурцами" она или без оных. Натали беспокоится, что у ее шали бахрома коротковата, а, мол, надо бы кисти подлинней

Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 246
Зарегистрирован: 16.05.08
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.09 16:52. Заголовок: Яблонька пишет: Вал..


Яблонька пишет:

 цитата:
Валерия, а та шаль, которая у Вас дома - с кистями?


У меня шерстяные, вязаные. На мой взгляд, наиболее "купеческая" - болотная, вязаная "кольчугой". Она без бахромы и без кистей.
С огурцами шали вроде бы нет, но я посмотрю.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2517
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.09 16:59. Заголовок: soave пишет: На мой..


soave пишет:

 цитата:
На мой взгляд, наиболее "купеческая" - болотная

Я вот (не глядя) настроилась именно на "болотную", хотя, казалось бы это и противоречит идее "многокрасочности"
Но так я "увидела"

А вот из воспоминаний Горбуновым - как он с А.Н.Островским познакомился:

http://az.lib.ru/o/ostrowskij_a_n/text_0820.shtml

 цитата:
В начале декабря 1849 года на письменном столе в кабинете покойного учителя моего Н. В. Берга я увидел четыре тетрадки, сложенные в четверку, писанные разными почерками. На обложке первой было крупно написано "Банкрот". Это слово зачеркнуто, и под ним тоже крупно: "Свои люди - сочтемся!", комедия в 4 действиях, соч. А. Островского".
"Какое приятное занятие, эти танцы! Что может быть восхитительнее!.." - начал читать я.
Этот монолог охватил все мое существо, я прочитал всю пиесу, не вставая с места.
- Позвольте списать, Николай Васильевич! - обратился я к Бергу.
- Сегодня я должен отдать назад. Островский будет читать ее у Матвея Григорьевича Попова (университетский товарищ Александра Николаевича). Пиеса вряд ли будет напечатана.
В тот же день в обед я пришел к Матвею Григорьевичу Попову и предложил ему свои услуги переписать пиесу с тем, чтобы один экземпляр оставить у себя. Писал я в то время отлично.
- Вероятно, автор нам это позволит, - отвечал Матвей Григорьевич и тотчас же усадил меня в своем кабинете, дал мне какую-то необыкновенную, глянцевитую бумагу, на которой писать так же было трудно, как на стекле, тем более что и перья тогда употреблялись более гусиные.
Около восьми часов вечера в кабинет вошел белокурый, стройный, франтовато одетый (в коричневом, со светлыми пуговицами, фраке и - по тогдашней моде - в необыкновенно пестрых брюках) - молодой человек лет двадцати пяти. Набил трубку табаку, выпустил два-три клуба дыму и сбоку, мельком взглянул на мое чистописание.
Это был А. Н. Островский.
- Позвольте вас спросить, - робко обратился я к нему, - я не разберу вот этого слова.
- "Упаточилась", - отвечал он, посмотрев в тетрадку, - слово русское, четко написанное.
Спросил я, впрочем, не потому, что не разобрал этого слова, а просто я горел нетерпением услыхать его голос.
...В течение декабря и января я переписал пиесу три раза и выучил ее наизусть. Она была напечатана в мартовской книге "Москвитянина" 1850 года, но играть ее на сцене не дозволили. Автор был взят под надзор полиции...
Надзор был снят по всемилостивейшему манифесту при вступлении на престол императора Александра II.



 цитата:
....Эта встреча с Александром Николаевичем повлияла на всю мою дальнейшую судьбу. Я жил в то время на окраине Москвы, в захолустье, и давал уроки в небогатых купеческих домах.
Я был страстный любитель театра...
...С появлением на сцене комедии Островского "Не в свои сани не садись" на московской сцене начинается новая эра. Я был на первом представлении этой комедии... Взвился занавес, и со сцены послышались новые слова, новый язык, до того не слыханный со сцены; появились живые люди из замкнутого купеческого мира...



Так что Иван Горбунов мог изнутри наблюдать жизнь и нравы "в небогатых купеческих домах" - думаю, это важный момент. Важно и то, что "купеческий мир" Горбунов почему-то называет "замкнутым"
А вот отзыв Ивана Горбунова об игре артистов:

 цитата:
Таланты Васильева (Бородкин) и Косицкой (Дуняша) проявились в этих ролях во всю меру. Совершеннее сыграть было невозможно. Это была сама жизнь


Вероятно, и нам надо бы так играть, чтобы "была сама жизнь"
Иван Горбунов близко дружил с А.Н.Островским:

 цитата:
...Вслед за последней пиесой Александр Николаевич сел за новую - "Не так живи, как хочется". Писал он ее долго, с большими перерывами В то время я жил у него и следил за процессом его творчества. Писал он обыкновенно ночью, - не знаю, как впоследствии...
....Перед тем как сесть писать, Александр Николаевич обыкновенно долго ходил по комнате или раскладывал пасьянс, который он раскладывал и во время писанья.
- Надо освежить голову, - говорил он, - потруднее какой-нибудь пасьянс разложить.
Но если вообще он писал долго, то бывали пиесы, которые он справлял очень скоро. Например, "Воспитанницу" он написал, гостивши в Петербурге, в три недели...



Иван Федорович Горбунов - о купеческих домах:

 цитата:
... много в то время (лето 1854) было купеческих домов, двери которых широко отворялись для принятия с почетом всякой умственной и художественной силы.
Бывали и такие дома, которые "для сатирического ума" представляли обильный материал для наблюдения...



Так что не факт, что в пьесе "Жестокие нравы" Горбунов описывает 60-е годы. Мб, и 50-е...
Интересный эпизод - впечатление купца-зрителя от игры артиста Садовского в пьесе Островского:

 цитата:
...А на богатого купца "из русских" Ивана Васильевича Н. Садовский в роли Тита Титыча так подействовал:
- Ну, Пров Михайлович, такое ты мне, московскому первой гильдии купцу Ивану Васильеву Н-ву, уважение сделал, что в ноги я тебе должен кланяться. Как вышел ты, я так и ахнул! Да и говорю жене - увидишь, спроси ее - смотри, я говорю: словно бы это я!.. Борода только у тебя покороче была. Ну, все как есть, вот когда я пьяный. Это, говорю, на меня критика. Даже стыдно стало. Ну, само собой, пьяный и ударишь, кто под руку подвернется, и покричишь... Вот намедни в московском трактире полового Гаврилу оттаскал, - две красненьких отдал. Да ты что! Сижу в ложе-то, да кругом и озираюсь: не смотрят ли, думаю, на меня. Ей-богу!.. А уж как заговорил ты про тарантас, я так и покатился! У меня тоже у Макарья случай с тарантасом был...



А вот про отношение Ивана Федоровича Горбунова к человеку в инвалидной коляске:

 цитата:
...По субботам часть нашего кружка собиралась у Константина Александровича Булгакова... Константин Александрович был отставной гвардеец. В Петербурге ходили целые легенды об его шалостях, на которые тогдашнее начальство, даже сам великий князь Михаил Павлович смотрели снисходительно. Я не буду об них рассказывать здесь, не буду поминать грехи его юности и неведения. Больной телом (он не мог ходить и передвигался по комнате в кресле на колесах), но бодрый и здоровый духом, отлично образованный, прекрасный рисовальщик, музыкант, без голосу обаятельно передававший суть страстных романсов Глинки, он заставлял любить и жалеть себя; любить- за необыкновенно доброе сердце, жалеть - за растрату богом данных ему даров. В Петербурге по художественной части он принадлежал к обществу Брюллова, Глинки, Кукольника и Яненко, или, как он выражался, к обществу "невоздержных".
...Стены небольшого кабинета его были сплошь увешаны портретами бывших и настоящих его друзей; стояли небольшое пианино, диван, стол и несколько стульев. Садовский посещал его чуть не каждый день...
Субботние посетители назывались "субботниками". Для них был заведен альбом, в котором они при поступлении в субботники собственноручно вписывали свои фамилии (у меня один альбом сохранился). Князь Петр Андреевич Вяземский значится в числе субботников. Проездом через Москву он бывал у Булгакова. ...остроумный Борис Алмазов, Рамазанов и Дюбюк были постоянными субботниками и оставили в альбоме много стихов. Каждый из субботников непременно должен был что-нибудь написать в альбом. Вечера были веселые. Живой, остроумный разговор, музыка, пение и застольные беседы часто до утра. Нередко Мих. Сем. Щепкин являлся сюда что-нибудь прочитать. <...>







Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2521
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.09 18:45. Заголовок: ...целенаправленным ..


soave пишет:

 цитата:
Любопытная статья "Бытие и нравы московского купечества":
http://www.taday.ru/text/95691.html


 цитата:
...целенаправленным изучением быта историки занялись не так давно. И здесь купечество дает огромное количество материала для исследования...


Вот как раз про "закрытость купеческого мира":

 цитата:
...В XIX столетии купцы были достаточно закрытым сословием со своими правами, обязанностями и особенностями. Правда, это не означало, что в него не могли влиться люди из других сословий, чаще всего разбогатевшие крестьяне или дети духовенства, не желавшие или не имевшие возможности идти по духовной стезе...



Вот бы нам понять - из какого сословия была Настенька? Поповская дочка, крестьянская или купеческая?
А вот, по-моему, "руководство" к внутреннему облику Настеньки:

 цитата:
...Внутренняя, частная жизнь купечества в этот век представляла собой островок «старинной» русской жизни по заветам отцов и дедов, патриархальную среду, где любые новшества принимались, как минимум, с подозрением, а традиции считались основой жизни...


А вот это - сомневаюсь, чтобы про Васю:

 цитата:
...Несмотря на это, ради пользы дела купцы не чуждались вполне светских развлечений - театров, выставок, концертов. Это помогало завязывать нужные знакомства, заключать выгодные сделки и т. д...


И все ж таки интересно - как одевался Вася?..

 цитата:
...вернувшись с концерта модной певицы, купец мог легко поменять европейское платье на красную рубаху и полосатые штаны и сесть пить чай с семьей вокруг огромного начищенного самовара...


А как вот это отразить? и надо ли?

 цитата:
...Все писатели и публицисты XIX века отмечали, что купцы были наиболее религиозной частью городского поселения. В субботы, воскресенья и двунадесятые праздники считалось обязательным присутствие на службе. Не менее обязательной (а точнее, почти никому не приходило в голову, что может быть как-то иначе) была и домашняя молитва...


А вот это, похоже, про наших

 цитата:
...кладовые были целым царством домашних запасов, приготовленных по старинным рецептам: квасили капусту, солили и мариновали грибы, овощи, мочили яблоки, солили мясо и рыбу, варили варенье, иногда по нескольку суток подряд, и т. д...



 цитата:
Из мебели обязательными были диваны, диванчики нескольких разновидностей, обитые неяркой тканью - синей, бордовой, коричневой и т. п.



 цитата:
...Жилые комнаты располагались в задней части дома, они были скромнее обставлены, с более низкими потолками и выходили во двор - еще одно проявление скромности в быту...


Еда
Во сколько возвращается домой Вася?... Тоже ведь загадка.

 цитата:
...Прежде всего, сколько раз в день ели? В девять часов утра подавался чай, около двух обедали, примерно в пять часов пили вечерний чай, в девять ужинали...


Вот это, судя по всему, про Васю:

 цитата:
«Золотая купеческая молодежь», или «модники», практически не интересовалась торговой или какой-либо другой деятельностью, предпочитая тратить капиталы своих отцов, придерживавшихся традиций предков, на европейскую одежду, гулянья с цыганами, азартные игры.


Одежда купчих:

 цитата:
....женская купеческая одежда. Платье кроилось по европейским лекалам, но поверх него часто надевали шали, душегрейки, на голову повязывали платки. Индивидуальность костюма подчеркивали ленты, оборки, кружева. Чаще всего их покупали задешево, на известных всей Москве распродажах в Фомин понедельник, где можно было купить только что вышедшие из моды платки, шали и кружева.



 цитата:
....у молодых - жемчужные ожерелья, золотые цепочки, у всех - серьги в ушах, часто браслеты

.

Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2536
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 21:36. Заголовок: На тему "История..


На тему "История русского женского костюма" ссылка от Натали:

http://festival.1september.ru/articles/102513/?member=102513
Про 19 в. Но прокупчих ли это?

 цитата:
...стройный силуэт,
На пышной юбке – кружева, воланы,
А талия затянута в корсет
Предельно дама плечи открывала
Повсюду – как в Париже, так в Москве,
Ведь Франция для всей Европы стала
Законодательницей мод .И не внове
Для барышень московских шляпки были
С бантами иль вуалью, редингот,
Они, как платье верхнее, носили,
Дружа с законодательницей мод –
К ним Франция, как будто ближе стала
Открыв в России магазинов сеть,
Распространяя модные журналы
Им оставалось лишь свой вкус иметь!


Вот конкретно про купчих:

 цитата:
Купчиха, провинциалка, мещанка
А вот костюмы женщин из народа
Париж влиял по своему на них.
Была уже "купеческая" мода –
Хоть одеянья пышные купчих
Нередко в модных лавках покупались
Или в самом Париже, например –
Они богачкам скромными казались
И "украшались" свыше всяких мер,
Банты и перья пришивались лихо –
Наряд изящным назовешь едва ль!
Поверх же этой роскоши купчиха
Богатую набрасывала шаль.
Столичные купчихи обгоняли
Провинциалок в моде лет на пять
Мещанки тоже в моде отставали
Хотя её стремились перенять.
Приветствовались вышивки и ленты –
Наряд незнатной женщины всегда
Включал народной моды элементы,
Заметней в деревнях, чем в городах.



Валерия, обратите внимание, - зеленая шаль и коричневое платье. Вот нам бы так!



Хотя, судя по этим картинкам, не скажешь, что купчихи не носили красных платьев!

Натали предлагает что-то еще посмотреть из сценариев Ивана Федоровича Горбунова:
http://az.lib.ru/g/gorbunow_i_f/

Эх... Да я уж давно присмотрела пьесу "Смотрины" Но нам бы пока что с "Жестокими нравами" справиться" А в "Смотринах" я бы сама хотела то ли Бабушку сыграть, то ли Старую Деву - пока не решила
Пьеса "Визит" мне тоже нравится. Можно и еще что-то посмотреть



Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2537
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 22:07. Заголовок: Еще от Натали: Москв..


Еще от Натали:

 цитата:
Время написания пьесы, как я поняла - 1866г.

Значит, 35 лет ему было тогда.

 цитата:
Москва вторая половина XIX века.

Костюм всегда являлся отражателем социальной принадлежности его носителя, устоев бытового поведения и этикета. Городской купеческий костюм, как никакой другой костюм социальных слоев общества, более точно отражает самобытность образа русской женщины. Сколько лет прошло - но и сейчас бывает: увидишь молодую, крепкую красавицу с румянцем во всю щеку, с тяжелой косой вокруг головы, да бровями соболиными и вздохнешь - настоящая кустодиевская. До чего же хороша! Платья купчих по крою были простыми, и только белоснежные воротнички и манжеты из дорогого кружева отличали платья богатой женщины. Собранная на талии в сборку юбка надевалась на нижнюю накрахмаленную с оборками. Гладко причесанные на пробор волосы, обрамленные косой, украшались небольшим кружевным чепцом. Московские купчихи любили носить купавинские шали , которые были больших размеров, и умению носить их придавалось большое значение. «Все носят шали, они в большой моде, и чем их по счету больше, тем больше вас уважают». Молодые купчихи любили отделывать свои платья воланами и оборками; предпочитали яркие расцветки и шуршащие тафтовые ткани с характерным сочетанием букетов цветов. Пояс-лента с пышным бантом во второй половине XIX века считалась лучшим украшением повседневного платья молоденькой незамужней женщины.



Вот и я бы хотела яркое платье для нашей молодушки. Но как-то противоречит утверждение, что ничем не украшали, только воротничками, утверждению, что платья (юбки) были яркими
Натали пишет:

 цитата:
Пыталась найти (описание, рисунок), что такое купавинские шали (модны были в то время). Так, толком и не поняла.



 цитата:
Тафта - гладкая тонкая ткань полотняного переплетения с характерным переливчатым блеском. Родиной тафты считается Персия. Первоначально эта ткань изготавливалась исключительно из шелкового волокна. Сейчас тафта вырабатывается как из натуральных материалов, так и из полиэстера или ацетата. Тафта отличается плотностью и жесткостью, ломкостью складок. Путем специальной обработки может быть получена тафта-хамелеон, меняющая цвет в зависимости от угла зрения.


Мб, купить и сшить?



http://www.tkani-elite.ru/catalog/tafta

Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2538
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 22:31. Заголовок: Натали просила обрат..


Натали просила обратить внимание:

 цитата:
костюм
(юбка, блузка)
шаль
украшение
прическа
(обувь)


А я думала, что юбка-то длинная, обувь будет не видна
И, конечно, Натали предлагает нам что-то решить с интерьером:

 цитата:
интерьер:
книга
кресло
столик
скатерть
свечка (лампа киросиновая)
вазочка с цветочками
часы
не плохо бы - картина (но куда вешать?)


Ну, вот, завтра у нас в ЦСО "Останкино" творческий совет по пьесе "Жестокие нравы". Будем что-то решать!
У нас с Марией идея по интерьеру - самовар, старый заварочный чайник и связка крупных баранок!


Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2597
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.04.09 23:12. Заголовок: Вот что я у Эриха Фр..


Вот что я про Эриха Фромма прочла:

 цитата:
Фромм так иллюстрировал отличие раннего капитализма и современного капиталистического общества. К чертам характера мелких предпринимателей раннеиндустриального общества относились бережливость (переходящая в скупость), подозрительность, осторожность. Все это наиболее соответствовало раннему капитализму, без этого нельзя было «сколотить состояние». С приходом новой эпохи представитель этого класса приобретает совершенно другие характерологические черты — потребительство, расточительство, потому что без этих черт характера данная экономическая система работать не сможет. Ей постоянно нужны новые товары, новые модели, новые зрелища — «шоу», — которые кто-то должен потреблять.


Что же получается? Наш Вася - это уже не представитель раннего капитализма? А кто же тогда представитель раннего капитализма - Плюшкин, что ли?
Получается, что Вася - представитель второго этапа - "потребитель и расточитель". Он нужен обществу, без него общество (согласно Эриху Фрому) существовать не может.

 цитата:
Таким образом, приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как это целесообразно для данного общества. Когда черты характера большинства членов общества — то есть социальный характер — соответствуют этой целесообразности, они превращаются в производительную силу, необходимую для функционирования этого общества.


Вот только что-то мне не удалось понять, что же такого "производительного" в поведении горбуновского Васи.
Я и дальше попыталась почитать:

 цитата:
При изменении социально-экономических условий начинает меняться и социальный характер, что приводит к появлению новых психологических потребностей и новых тревог. Новые потребности и тревоги порождают новые идеи и подготавливают людей к их восприятию.

Применительно к образу Васи - все равно непонятно

Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2641
Зарегистрирован: 04.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.04.09 22:00. Заголовок: Мб, нам стоит посети..


Мб, нам стоит посетить Дом-музей А.Н.Островского

http://bakhrushin.theatre.ru/branches/dmo/

Крылья есть у каждого! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель клуба
Администратор форума





Сообщение: 16438
Увлечения: : Жизнь - это что-то новенькое...
Зарегистрирован: 08.02.10
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.06.13 20:04. Заголовок: Вчера, 15-го июня, в..


Вчера, 15-го июня, вернулись к репетициям нашей любимой постановки - "Жестокие нравы".
В пробах принимали участие наши новички.
В роли Васи - Толя;
в роли Насти - Аня.

Поздравляем самих себя! Скрытый текст


Я спокоен, вежлив, сдержан тоже,
характер — как из кости слоновой то́чен,
а этому взял бы да и дал по роже:
не нравится он мне очень.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель клуба
Администратор форума





Сообщение: 16440
Увлечения: : Жизнь - это что-то новенькое...
Зарегистрирован: 08.02.10
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.06.13 20:16. Заголовок: ..








Федотов. "Разборчивая невеста"



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель клуба
Администратор форума





Сообщение: 16444
Увлечения: : Жизнь - это что-то новенькое...
Зарегистрирован: 08.02.10
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.06.13 23:22. Заголовок: Очень жаль, что Наст..


Очень жаль, что Настя не может играть на фортепиано этюд "К Элизе" (он был опубликован на год позже написания Горбуновым пьесы).

Стихи Апухтина тоже 1867 год...

ЗАБЫТЬ ТАК СКОРО

Забыть так скоро, Боже мой,
Все счастье жизни прожитой,
Все наши встречи, разговоры,
Забыть так скоро! Забыть так скоро!

Забыть волненья первых дней,
Свиданья час в тени ветвей,
Очей немые разговоры!
Забыть так скоро! Забыть так скоро!

Забыть, как полная луна
На нас глядела из окна,
Как колыхалась тихо штора,
Забыть так скоро! Забыть так скоро!
Так скоро!

Забыть любовь, забыть мечты,
Забыть те клятвы, помнишь ты,
Помнишь ты, помнишь ты,
В ночную пасмурную пору?
Забыть так скоро, так скоро...
Боже мой!

1867

Я спокоен, вежлив, сдержан тоже,
характер — как из кости слоновой то́чен,
а этому взял бы да и дал по роже:
не нравится он мне очень.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 17
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет