Здравствуйте! Если вы впервые у нас и желаете зарегистрироваться на нашем форуме,
пожалуйста, ознакомьтесь с Правилами, и при регистрации обязательно напишите сообщение в любую выбранную вами тему и не забудьте поставить галочку в квадратике "зарегистрироваться". Иначе мы не сможем вас зарегистрировать и ваше сообщение будет утеряно.
Администрация


АвторСообщение
Руководитель клуба
Администратор форума





Сообщение: 1679
Увлечения: : Жизнь
Зарегистрирован: 08.02.10
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.10 15:03. Заголовок: Искусство и психология


М.Б.Лейзгольд

Методические рекомендации
по преподаванию изобразительного искусства



 цитата:
Настоящие методические рекомендации разработаны на основании фундаментальных и прикладных исследований, экспериментально-поисковой и практической деятельности, преподавательских навыков в области изобразительного искусства, а также опыта, накопленного самим автором. Эти рекомендации могут служить дополнительным для повседневной деятельности педагогов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов.

Развитие чувств в дошкольном возрасте.

В дошкольном и младшем школьном возрасте детям свойственна наивность и непосредственность, так как их поведение и деятельность, желания и выражения желаний представляют недостаточную дифференцированность их внутренней и внешней жизни.
Внешне ребенок такой же как и внутри. У него нет настоящей самооценки, самолюбия и симптомов кризиса (манерничанье, кривляние, то есть того, что возникает к семилетнему возрасту). В школьном возрасте возникает смылсовое переживание, обобщение чувств.
Поэтому очень важно иметь в дошкольном возрасте развитие таких чувств, как чувство линии, пятна цвета, формы, пространства и т. д.
В процессе развития этих чувств проявляются новые ощущения восприятия, памяти, мышления, эмоций, воображения и воли, способствующие созданию новых художественных форм и возникновению стиля.
Качественно-новый стиль в искусстве, возникший на научно-психологической основе знаний, формирует качественно-новый стиль отношения людей на совершенно определенном уровне развития психологической активности, которая позволяет представить и изобразить все в новом виде. В результате возникновения новго образа, несуществующего раньше, возникает основа деятельности, которая называется воображением.
Построение образов происходит на высоком уровне развития мышления, т. к. наряду с образами, которые строятся в процессе непосредственного познания действительности, ребенок освобождается от примитивной формы мышления.
Методы развития психологической активности на занятиях изобразительного искусства:
- накопление знаний, эмоций и их выражение;
- развитие чувсства цвета и воображения;
- развитие чувства пространства формы и логического мышления;
- развитие памяти;
- развитие воли;
- накопление знаний, эмоций и их выражение.
Для осуществления метода накопления знаний, эмоций и их выражение, т. е. достижения конечного результата, необходим ряд последовательных занятий или упражнений.
Таким образом для передачи осени (солнечной или дождливой, мрачной или веселой) было проведено несколько подготовительных занятий:
1. "Магия цвета".
Занятие начинается с вопроса "Что такое маг?". Далее идет диалог с детьми: "Маг - это волшебник. А мир состоит из трех красок - это волшебство".
При этом демонстрируются произведения художников, у детей возникает реакция удивления и заинтересованности. Рассказывая о свойствах черного и белого цвета, можно показать белый и черный квадрат, а также двойственные изображения, созданные М. Борингом, котрый работал над развитием психологической активности. Эти изображения вызывают интерес не только у детей, но и у взрослых людей. Рассказав о красках, палитре, кистях, мольберте, задать вопрос-упраженение на смешивание красок (из 3-х основных - желтой, красной, синей получить дополнительные цвета). Работа преимущественно на палитре. Сам процесс смешивания красок, очень интересен детям младшего возраста.
2. Занятие - изображение осенних листьев (гуашь, кисть).
- Рассказать о преломлении солнечного луча и возникновении радуги.
- Дать понятия о колере.
- Проанализировать из каких красок состоит цветовая гамма осенних листьев.
- Необходимо заметить, что при выполнении работы следует найти нужный колер.
- При работе с кистью обратить внимание на постановку рук учащихся, работая с каждым индивидуально.
3. Занятие - изображение ветвей деревьев на цветном фоне (гуашь, кисть).
- Дать понятие, что такое фон.
- Необходимо пронаблюдать характер и цвет ветвей.
- В конце занятия провести просмотр, выявить удачные моменты в работах.
- Для постановки подобрать ветви различных пород деревьев без листьев.
4. Занятие - первая творческая работа - композиция "Осень" (гуашь, кисть).
- Дать понятие о композиции.
На занятии необходимо создать творческое настроение. В данном случае может прозвучать музыка П. И. Чайковского из произведения "Времена года", стихи А. С. Пушкина и др. писателей, подготовленные самими детьми.
Для достижения эмоционального выражения характера осени, учащимся были предложены два натюрморта. В одном из них стояли голые ветви, разбросаны сухие листья на мрачных драпировках, в другом осенние ветви с яркими листьями, драпировками, плоадми рябины и т. д. Учащиеся безошибочно определили сотояние обоих натюрмортов. Это помогло им понять, как от цвета зависит настроение. В данном случае цвет выступает, как метод выражения эмоций. Происходит развитие познавательной деятельности,bsp; Для достижения эмоционального выражения характера осени, учащимся были предложены два натюрморта. В одном из них стояли голые ветви, разбросаны сухие листья на мрачных драпировках, в другом осенние ветви с яркими листьями, драпировками, плоадми рябины и т. д. Учащиеся безошибочно определили сотояние обоих натюрмортов. Это помогло им понять, как от цвета зависит настроение. В данном случае цвет выступает, как метод выражения эмоций. Происходит развитие познавательной деятельности, на основе наблюдения природы, полученных ранее навыков цветоведения, умения работать с палитрой и умения свободно владеть кистью. В учебном процессе значительное место уделяется натюрморту, т. к. приобретенный опыт знаний и наблюдений в работе над натурной постановкой легко переносится на такие темы, как портрет, пейзаж, тематические композиции и т. п.
Работая над натюрмортом не имеет смысла ставить грандиозные задачи, так как детьми младшего возраста усваивается минимум информации.
На одном из первых занятий имеет смысл рассказать ребятам о натюрморте и показать образцы классиков и современников (Хруцкова, Машкова, Куприна и т. д.)
Задача для учащихся усвоение нового понятия натюрморт; разобрать предметы по цвету, т. е. подобрать именно тот колер, краски которого содержатся в предметах и драпировках, разобрать предметы по тону, на примере тональной последовательности белого, желтого, красного, синего и черного цвета.
На следующем занятии работы над натюрмортом дать понятие о двух плоскостях, линии пересечения, о плановости. Задача для учащихся поставить предметы на плоскость (горизонтальную), передать плановость, т. е. разместить предметы в том порядке, в котором они находятся. Можно схематично расчертить плоскость стола, получится фигура, в которую вписываются предметы.
Один из любопытных натюрмортов - натюрморт с белым кувшином, в котором отражаю.тся все краски, окружающие его. Это легко пронаблюдать зрительно, и на этом примере объяснить, что все предметы и драпировки в большей или меньшей мере также отражают цвета, окружающие их. По мере того, как усваивается аудиторией материал, можно усложнять задачи.
Допустим в следующей постановке, говоря о форме предметов и перспективном измении окружности, ввести источник света (лампу), показывая переход от темного к светлому - объяснить цветоградацию. При последовательному усвоении этих задач, дети делают для себя открытие, они выражают вслух и на листе бумаги, что от предметов падают тени, имеющие различные оттенки. Это открывтие придает им уверенность в себе и своих действиях.
Развитие чувства цвета и воображения.
Упражнение "Образ, пятно, цвет". В нем метод развития образного мышления, воображения и чувства цвета. В нем присутствует момент апперцепции, обеспечивающий избирательность восприятия. М. Боринг считал, что это восприятие зависит в большей мере от апперцепции.
При выполнении упражнения, работа над цветовым пятном используется так же опыт работы с кистью, основы знаний цветоведения, общее содержание психической жизни человека, а создавая из этого пятна образ, возникает зависимость от вышеперечисленных фактов. В этом легко убедиться, предложив одно цветовое пятно аудитории, сколько присутствующих в ней, столько и появится мнений - образов.
Для выполнения упражнения, лист бумаги сгибаем на две равные части, на одной из сторон создаем цветовое пятно, отпечатываем на другую сторону листа. Затем работаем над образом. Мысленно созданный образ дополняем несколькими цветными мазками и вновь отпечатываем. В завершении работы нанести несколько штрихов тонкой кистью, согласно образу.
Получаются реальные и полные фантазии пятна - образы. это изображение деревьев, цветов, птиц, пейзажей, портретов, масок и т. д. выполненные на совершенно профессиональном уровне.
Для создания состояния природы, как дождь, ветер, холод можно ввести композиции из цветных пятен выполненных в экспрессивном цвете, или в пастельном колорите.
Поскольку абстрактное для воображения является промежуточным звеном переходов в процессе его движения к конкретному, то появляются удивительнейшие композиции, как книжная иллюстрация к произведению К. Чуковского "Муха-цокотуха", где изображен праздник в желто-оранжевом колорите с белыми летящими цветами, это и присутствие мрачных, суровых красок с изображением замка людоеда и т. д.
Определив тему, детям задается вопрос, каким кркасками они напишут небо, землю, море, в ответ однозначно прозвучало - цветными. Л. С. Выготский считает, что воображение и творчество, требует внутреннюю свободу мышления, которую достигает только тот, кто овладел определенными графическими навыками, умениями и т. д.
Развитие чувства пространства, формы и логического мышления.
Один из предлагаемых методов развития ощущения пространства - оригами. В свою очередь оригами, как метод развития логического мышления и чувства пространства, предполагает развитие дизайнерской мысли, реализация, которой может проявиться, в любой области: в моделировании одежды, в создании ювелирных украшений, в оформлении интерьера и т. п.
ОРИГАМИ - трансформация листа, варьирование формы, создание различных структур.
В основе трансформированного листа лежит квадрат. Последнее достижение - складывание листа на 3 равных части. Стиль оригами воспитывает чувство воображения и дух современности. Дублирование фигурок классического оригами оставляет неограниченные возможности, стимулирует к поиску. На одном из занятий проведено упражнение-трансформация плоского листа бумаги. На занятии внимание уделяется авторской работе, т. е. получение совершенно новой структуры, на основе знаний классического оригами, возникновение нового ощущения, переносится на плоский лист бумаги в последующей композиции, которая заключается в создании эскизов вазы, украшения, и т. п.
Фантазия сближаясь с мышлением, в дальнейшем находит развитие в объективном аспекте. развивая логическое мышление, можно выполнить ряд конструктивных упражнений, не отнимая от листа бумаги карандаша или кисти, создать композицию из геометрических фигур, в основе которых лежит круг, овал, квадрат, треугольник и т. п. Эти упражнения способствовали появлению таких работ, как эскиз росписи ткани, эскиз снежного городка, дачи, гобелена, композиция "Королевство кривых зеркал" создание образа скрипача, семьи, замка снежной королевы. Благодаря последовательному осуществлению методов развития чувст, у ребенка меняется отношение к среде, наступает новый этап в развитии.
Развитие воли.
Все предложенные методы развивают не только память, но ивоспитывают волевые качества.
Работая над постанвкой руки, детям задано выпонить множество повторяющихся штрихов, окружностей и т. д. сколько нужно потратить бумаги и волевых усилий, чтобы добиться плавного перехода одной линии к другой, светлой краски к темной и т. д.
Это приучает детей к мысли, что легко ничего не дается, и для достижения конечного результата необходимо трудиться, и трудиться самостоятельно.
Развитие детской воли, начинается с примитивных, произвольных движений и кончая сложными волевыми действиями, протекает в непосредственной зависимости от коллективной деятельности ребенка. После посещения выставок картин, бабочек, просмотра спектаклей, прочитанных на занятиях книг появляется общая тема, которую можно выразить в групповой композиции. И чем богаче познания, наблюдения, тем колоритней процесс выражения, тем глубже и тоньше процесс взаимопонимания и уважения друг к другу, к его мысли, и его деятельности. Только через умение слушать другого и понимать, мыслим процесс коллективной работы, в которой все подчинено единому процессу воображения и мышления.
Для выполнения групповой композиции на тему "Другая галактическая система", детям необходимы знания о прошлом, наблюдения настоящего и воображения о будущем, а также приобретенные графические навыки при выполнении упражнений на развитие чувства пятна, линии цвета, пространства, формы, движения.
1. Занятие. Посещение зоопарка. Зарисовки зверей и птиц (блокнот, карандаш, цветные мелки и т п.).
2. Занятие. Тема "Фантастический зверь" (ватман, гуашь, кисть).
3. Занятие. Посещение краеведческого музея (блокнот, наброски). Изучение материалов о земле, вселенной. Чтение книг о палеонтологии, о солнечной системе и т. п.
4. Занятие. Посещение планетария. Прослушивание лекций на космологические темы.
5. Занятие. "Тема другая галактика" Группе детей, работающих на одном листе, предложен ряд тем: "Жизнь на другой планете", "Обитатели другой планеты" и т. д. Задача детей - определить конкретную тему композиции. Обратить их внимание на точ, что рсующий должен видеть не только свой цветной кусок, но и рисующего слева и справа. Завершающим процессом в результате первого года обучения, дошкольной группой была выполнена роспись стены "Диалог с вещами". Диалог с вещами - это фантазия ребенка, который не отличает еще своей фантазии от вещей с которыми он играет. На стене появилась игра воображения, мысли - линии, пятна, цвета. это изображения цветов, деревьев, птиц и розовый слон, как мечта и море в разрезе. Все то, что требует творческого переосоздания действительности, все то, что нуждается в непременной участии фантазии и построения нового, так как с помощью фантазии созданы не только художественные, но и научные изобретения, все технические конструкции.
Роспись стены - доказательство того, что при последовательном методично изложенном материале, при развитии различных чувств, на снове которых возникает новое ощущение, рождается идея, происходит реализация дизайнерской мысли, и так же складываются ноые отношения людей. В детском возрасте память является господствующей функцией, которая определяет известный тип мышления, переход к абстрактному мышлению приводить к иному типу запоминания.
На началаьном этапе обучения, типичным прмером может послужить работа над натюрмортом. Рисуя с натуры синий кувшин на розовом фоне, дети изображают его красным или желтым, а фон - зеленым или черным, с узорами и т. п. В данном случае натуральная постановка служит толчком для воспроизведения в памяти увиденных прежде предметов и красок, что говорит о неумении наблюдать и мыслить. А рисуя натюрморт по памяти или воображению, не используют ни ярких красок, ни орнаментов, ни листьев, в результате получается цветовая грязь, что говорит о неумении мыслить в цвете и фантазировать. Эта зависимость определила комплексный характер мышления, который меняется с приобретением новых ощущений.
Проведен эксперимент: двум группам предложены пятна, совершенно одинаковые по форме, но разные по цвету. Задача для детей состояла в создании образа из этого пятна. В аудитории, не занимающейся в студии изобразительного искусства, пятна ассоциировались с ранее известными предметами. Ассоциативность вызвана вероятно, цветом, т. к. из красного пятна получилось изображение свеклы или редиса, из голубого - фонтан, из желтого - солнце и т. д. В аудитории детей, занимающихся в студии изобразительного искусства появились совершенно иного характера изображения. Красное пятно оказалось частью модели платья, желтое превратилось в фантастический, праздничный дом, а коричневое пятно превратилось в кувшин, с вылетающим из него джином. В этом случае наблюдалось не только психологическое воздействие цвета, но и умение мыслить, фантазировать и выражать. В памяти возникли сказочные образы, модели одежды и т. п., на основе приобретенных знаний и ощущений.





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет